Байкеры — дорога на другой конец света начинается за твоими дверями

OLYMPUS DIGITAL CAMERAКрепкие, серьезные ребята в кожаных мотоциклетных куртках, на хромированных железных конях – это очень любопытная субкультура, никаким образом не музыкальная, в чем ее отличие от абсолютного большинства современных социальных явлений такого рода. Байкер – это своего рода стиль жизни, состояние души, или простое увлечение?.. Об этом наш разговор с одним из слонимских байкеров – Иваном и его друзьями, россиянином Борисом и поляком Бартом.

МЕНЯЕТСЯ ЛИ СЛОНИМ?

БАРТ: Я бываю в Слониме каждое лето. В целом о слонимчанах судить трудно, но друзья тут у меня хорошие. А сам город заметно меняется, растет. Я приезжаю уже пятый год и вижу новые дороги, новые дома. Печально только, что старая синагога в центре стоит без ремонта. БОРИС: Слоним, как был чистым, так и остался. Дорога на Барановичи хорошая. Город растет – два года и у вас уже готовы новые многоэтажки.

ХВАТАЕТ ЛИ СРЕДСТВ?

БОРИС: Насчет денег, то здесь главное – не то сколько ты зарабатываешь, а как тратишь. Конечно, приходится где-то себе отказывать, чтобы потом отправиться в долгую дорогу. БАРТ: А я, поэтому и живу в Англии, что там можно зимой накопить денег, а потом около полугода путешествовать по Европе. А в Польше я весь свой заработок проедал за месяц. Теперь наши власти говорят молодежи, если вам не нравится в нашей стране — граница открыта, можете уезжать. За последнее время более трех миллионов поляков уехало жить в другие страны. В Польше все заполонил «Макдональдс», «пластмасса», как я это называю, кругом реклама, люди разучиваются думать, общаться с друзьями, все  – по телефону и по интернету.

ПЕРВЫЙ МОТОЦИКЛ?

БАРТ: Первый раз я прокатился в 20 лет на большом спортбайке, весом в 300 кг. Думал, что могу резко завернуть, как на велосипеде, и упал. Было неприятно. Повредил мотоцикл… Я долгое время колесил
по Европе автостопом. Потом случайно попал в Варшаве в мото-бар “Башня” и там понял, что байкерство – это мое и 15 лет назад купил себе мотоцикл «Suzuki Intruder» 1997 года, он у меня и сейчас есть. Хочу сказать, что не важно на каком мотоцикле ты ездишь, важно, что ты сделал в жизни, чтобы его иметь. Сейчас некоторые люди получают много денег и покупают дорогие мотоциклы, потому что это модно. По мне, пусть ты ездишь на старом «Иже» или «Яве», важно какой ты человек. Человек приезжает на слет на новом спортбайке, но поговоришь с ним – и прекрасно понимаешь, что это не байкер. Таких людей, к сожалению, с каждым годом все больше и больше. БОРИС: Мне было лет 15, когда товарищ дал мотоцикл прокатиться. Я решил, что я умею. Проехал около 30 метров, сделал поворот и тоже слегка разбил мотоцикл. ИВАН: Мой первый мотоцикл — «Ява» 1978 года. Это был мотоцикл отца. Он меня катал с детства, и тогда из-за руля дорога казалось такой длинной и широкой. Теперь эта «Ява» стоит у меня, как память. На ходу, хоть сейчас в путь.

ДАЛЬНИЕ СТРАНСТВИЯ?

БАРТ: Бывало, что я катался полтора года по Европе. И тут главное – дорога и люди, а мотоцикл – это только средство передвижения, которое мы, конечно, очень любим и ценим, но если бы его не было, мы бы все равно поехали в путешествие на машине или на чем-то другом. БОРИС: В прошлом году я путешествовал по Средней Азии. Побывал в Таджикистане, Казахстане и Киргизии. Поразила очень вкусная еда. Было такое ощущение, что я туда покушать приехал. Например, Бухарский плов — очень необычное и вкусное блюдо. Проезжал Приаральские Каракумы, трижды пересек Казахстан, вернулся
в Россию, а потом через Керченский пролив попал в Крым. Затем на мото-фестивале “Гоблин-шоу” в Одессе я встретил Барта. Как он там оказался, я так и не понял… (смеется). Потом нас пригласили с собой молдавские байкеры. Мы поехали в Молдавию и попали в Приднестровье. Я впервые узнал, что есть такая страна. Затем пересекли Западную Украину, где все любили поляка и не любили русского, так что я старался молчать. А потом Барт пригласил всех на свою родину. Мы покатались по Польше и заехали в гости к его маме в Тарнув. Она, как и моя мама, такие же вкусные пельмешки варит. БАРТ: Да, славяне – это настоящие братья. А потом опять заехали в Беларусь – встретили друзей, посмотрели замки и старинные усадьбы. ИВАН: Некоторые наши гости знают белорусские достопримечательности лучше нас самих и показывают их нам. Так что по Беларуси можно путешествовать бесконечно. Каждая поездка интересна по-своему. Меня очень впечатлила Грузия. Там очень гостеприимные люди. Такого отношения к себе я не ожидал. В российском приграничье с Грузией ехать было страшновато. А в самой Грузии очень спокойная обстановка, дружелюбный народ. Просто останавливаешься посреди улицы. Жители видят номера иностранные и сразу приглашают в дом. БОРИС: На востоке, если тебя приглашают в дом, то несут все самое лучшее. Но есть много правил, которые гость не должен нарушать. БАРТ: По-моему, в Беларуси то же самое. Останавливаемся в деревне, два слова – и уже слышишь: «Давайте, вы, у нас остановитесь». Я когда был у вас первый раз, то не знал, как отказываться. Славяне — это одна великая семья. ИВАН: По километражу в год получается наездить тысяч 5 км. Бывает больше. Одно из самых дальних и тяжелых путешествий у меня было в Башкирию в 2010 году. Тогда стояла 30-градусная жара. И очень много моих знакомых просто падало в обморок. Тогда в России были сильные лесные пожары. Асфальт был горячий. Я ехал и через каждые 200 км останавливался у какой-нибудь речки, набирал полный шлем воды, чтобы охладиться, умывался и ехал дальше. БАРТ: Давно хотим поехать по Сибири. Посетить Иркутск, Байкал. А также пересечь Южную Америку, как это когда-то сделал Че Гевара.

ЛЕТНИЙ ТРАНСПОРТ?

БОРИС: Мотоцикл – это не только летний вид транспорта. Я в прошлом году выехал из Апатитов, у нас была настоящая зима, снег на дороге 10 сантиметров. Проехал километров 400, на заправку подъезжаю, все на меня смотрят. У меня был видеорегистратор на шлеме – он превратился в ледяную каплю. Я в среднем за сезон проезжаю 20 тысяч километров. БАРТ: У нас в Англии суровой зимы нет, но бывает и снег, и с мороз. В основном сезон у байкеров начинается где-то в конце апреля, но бывает, что некоторые ездят на мотоциклах круглый год. Любители быстрой езды надевают на байк зимнюю резину с металлическими шипами – и снег, и лед им не страшны.

ГДЕ ОСТАНАВЛИВАЕТЕСЬ В ПУТИ?

БАРТ: Бывает, что в гостиницах, но очень редко. Байкеры всегда помогают друг другу. Если по дороге увидишь байкера, поприветствуешь его, и он окажется местным, так принято, что он или найдет ночлег, или приглашает к себе. В Беларуси это прекрасно получается. Здесь люди добродушные, гостеприимные и отзывчивые. Ночевать в чистом поле очень редко приходится. Так получается, что везде есть друзья. Может быть, не мои друзья, а друзья Ивана, который позвонит и предупредит их: «К вам приедут «бродяги», подготовьтесь!». Они приезжают в гости к нам, мы приезжаем к ним. А если едем летом куда-то вместе, то берем палатки и заезжаем на ночь в лес, к озеру, разводим костер и ночуем.

ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА, ИЛИ ЧАСТЬ КОМАНДЫ?

ИВАН: Каждый выбирает сам. У меня есть товарищ, который в прошлом году ездил в Индию, а в этом собирается в Индонезию. Так он говорит, что ему компания не нужна. А я без компании не могу. Ездил в Башкирию, так чуть с ума там один не сошел. БОРИС: Байкер – это свободный человек, который получает кайф от дороги. Кто-то ездит один, другие — собираются вместе. БАРТ: Байкер – это необычный человек и если он находит единомышленников, то это здорово. Как у нас с Борисом. Нам доставляет удовольствие кататься вместе.

ФЕСТИВАЛЬ В ЛИДЕ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ?

БОРИС: Фестиваль был обалденный. Я первый раз был на подобном фестивале в Лиде в 2010 году. И тогда он мне тоже очень понравился, а сейчас это просто супер. Организаторы смогли сохранить душевность фестиваля и сделали его более зрелищным. БАРТ: Подобные слеты байкеров проходят в Беларуси несколько раз в год в Пинске, Ивацевичах, Столбцах и т.д. Главное на таких слетах – это общение. Не последнюю роль играют хорошая музыка и организация мероприятия. Однако, самый хороший слет для многих байкеров – это когда они собираются в лесу, в палатках, организации никакой, но вокруг хорошие друзья. И тогда просто ничего другого не надо. Но слет в Лиде мне тоже очень понравился. ИВАН: К сожалению, сейчас многие белорусские фестивали байкеров испортились и стали коммерческими
мероприятиями. Ты приезжаешь и хочешь пообщаться со своими давними друзьями, а тебе заламывают цены за вход, за майки с эмблемой фестиваля, за еду, напитки и т.д. А в Лиде все было по-доброму. Милиции практически не было. Байкеры всегда справляются своими силами. На таких мероприятиях нет ни пьяных драк, ни каких-то разборок. Мы стояли во время выступления рок-группы «Ария» в так называемом оцеплении. Но какое там оцепление, никто даже не пытался прорваться. Подходили люди и просили сфотографироваться у сцены. Еще пару человек попросили их фотоаппаратом сфотографировать музыкантов поближе.

ПРОБЛЕМЫ С МИЛИЦИЕЙ?

БОРИС: Всякое бывает, но в целом отношения с инспекторами ГАИ хорошие. У меня был случай, когда я
приехал в Новгород и не знал города, а мне нужна была заправка. Я подошел к гаишникам – конечно, было волнение – но они отнеслись нормально, включили мигалки и проводили меня к самой заправке. ИВАН: В Грузии мне полиция тоже помогала добраться до банкомата. А в Приэльбрусье полицейские с мигалками охраняли группу байкеров от боевиков всю ночь. БАРТ: Милиционеры часто останавливают нас, чтобы просто пообщаться, посмотреть мотоцикл, задать технические вопросы. Им тоже интересно… В Польше сейчас много полицейских на мотоциклах. Чтобы ездить на полицейском байке, полицейскому нужно иметь свой приватный хорошо затюнингованый мотоцикл. Они даже с байкерами иногда вместе катаются. У меня были среди полицейских очень хорошие друзья.

СМЫСЛ ЖИЗНИ?

БАРТ: Когда едешь на мотоцикле – для тебя нет прошлого или будущего. Есть только “сейчас” – этот неповторимый момент. Нужно попробовать, чтобы понять это… В седле у тебя время только для тебя – можешь только думать или петь… Ты свободен! Смысл жизни для нас – это дорога, движение, далекий или близкий путь. И дружба. Говорят, что самую лучшую школу жизни и самый ценный опыт можно получить в путешествии. Что касается историй, которые заставили меня задуматься над смыслом жизни, то был один случай, когда, однажды мы приехали в маленькую белорусскую деревню. Хотели купить хлеба. У магазина собралась толпа местных жителей, которые стали приглашать нас к себе в гости. Мы отказывались, потому что планировали заночевать у друзей через несколько десятков километров. Но один старый дед попросил нас: «Пожалуйста, ребята, для вас это один вечер, а мы об этом будем рассказывать вечность». Меня эти слова тронули за сердце, и мы остались. У вас еще остались люди в глухих деревнях, которые живут по-нормальному, неспешно, помогают друг другу, этого в Европе уже давно нет, даже в деревнях. В таких местах чувствуешь душу Беларуси. Р.S.: В завершение хочется пожелать Ивану, Борису и Барту ни жезла, ни гвоздя и счастливого пути! А также сохранить свою дружбу и никогда не уставать от любви к своему железному другу. И он вас тоже не подведет!

Игорь ПРОКОФЬЕВ.

Ваш комментарий будет первым

Поделитесь своим мнением

  • "Слонiмскi Веснiк" 2018.
  • При использовании материалов гиперссылка (не закрытая от индексации поисковыми системами) на www.slonves.by - обязательна.