По запасам на складах — в середине «турнирной» таблицы

+++++1

На сегодняшний день успешное экономическое развитие республики требует решения нескольких проблемных задач. В первую очередь – сокращение складских запасов, наращивание экспорта и увеличение реализации продукции собственных производителей через торговую сеть.

Именно этим вопросам и был посвящен семинар-совещание, состоявшийся на прошлой неделе на Слонимщине. К участию в семинаре были приглашены заместители председателей райисполкомов по экономике Гродненской области, директора некоторых промышленных и торговых предприятий, складские запасы на которых вызывают определенные опасения у областного руководства.

Как заметил заместитель председателя Гродненского облисполкома Александр Русанов, необходимость встречи «лицом к лицу» обусловлена двумя факторами. Во-первых, с трудом идет работа по сокращению складских запасов на предприятиях Гродненщины. Во-вторых, не совсем ответственно некоторые руководители относятся к заключению и реализации инвестиционных договоров.

– Сегодня, как никогда раньше, актуален вопрос о реализации нашей торговлей продукции, произведенной на предприятиях Гродненской области, – сказал А.Г. Русанов. – Торговля берет от 10% до 70%, остальное добирают откуда только можно. Более дешевую и менее качественную, а свою продукцию предпочитают не брать. Сегодня Гродненская область по загруженности складов находится в середине «турнирной» таблицы – 67,4%, – но это не наше место. Нам есть к чему стремиться. Сидя в кресле, проблему не решить. В области не многим более 40 предприятий, выпускающих товары народного потребления, но во всех ли торговых объединениях они представлены? Что мешает нашей торговле брать свой товар?

По словам председателя комитета экономики Гродненского облисполкома Андрея Болтрика, формализм в решении этих задач не допустим. Тихонечко сидеть и почивать на лаврах только потому, что доведенные нормативы и прогнозы по экспорту выполняются, не следует. Например, в Мостовском районе, Кореличах, Островце и Гродно ситуация совершенно в этом плане другая.

– Рабочая группа по модернизации предприятий выявила ряд системных проблем, которые ранее отодвигались на задний план, – сообщил А.Г. Болтрик. – В начале текущего года были согласованы и утверждены бизнес-планы наших предприятий. Однако, на октябрь из 230 промышленных предприятий 63 не выполняют показатели по запасам продукции, 55 – по росту экспорта товаров. В «лидерах» – Мостовский район, где 50% предприятий не выполняют показатели по запасам готовой продукции на складах, Лидский – 45,2%, Волковысский – 38,5%.

Анализ показывает, что основной, но не единственной, причиной такой плачевной ситуации является неграмотная маркетинговая политика на промышленных предприятиях, а на некоторых из них даже отсутствие таковой. Мы не только не умеем продавать свой товар на внешних рынках, но даже внутренний рынок для нас – проблемная территория.

Неумение реализовать свою продукцию, в свою очередь, обуславливает рост складских запасов и падение экспорта, снижение объемов выпускаемой продукции. Есть ряд примеров, когда предприятие может существенно нарастить объем производства, но в силу того, что не умеет продать товар, работают в одну смену, в полсилы. На ряде предприятий до сих пор не разработаны положения по стимулированию труда работников. Фактически специалисты сидят на «голых» окладах и не имеют заинтересованности в том, чтобы продать то, что произвели.

Товар нельзя продать сидя в кабинете. Некому поехать за рубеж на специализированные мероприятия по продвижению своей продукции. Поэтому необходимо коренным образом пересмотреть работу маркетинговых служб.

По мнению исполняющего обязанности начальника управления торговли Гродненского облисполкома Андрея Гаука, важный вектор в решении проблем по ликвидации складских запасов – открытие фирменных торговых точек промышленных предприятий Гродненщины в других областях республики и ближнего зарубежья.

– В нашей области в 2-3 раза больше фирменных торговых точек предприятий соседних регионов, чем наших в других областях – всего лишь 10 объектов, – уточнил А.А. Гаук. – В начале года инвестиционное агентство внесло предложение о создании инвестиционного каталога промышленных и торговых предприятий Гродненской области. На него откликнулись 4 из 18 районных центров. Вот таким образом мы продвигаем свою продукцию, показываем себя. За рубеж везти нечего, свеженького нечего показать. А ведь реклама – двигатель торговли.

К слову, хочется заметить, что в январе-августе текущего года торговыми организациями Гродненской области обеспечена неплохая динамика по развитию розничного товарооборота – более 120%. Обеспечено увеличение реализации основных групп товаров. Однако, во всех регионах области допущено снижение доли продаж отечественных товаров. Этому способствуют несколько факторов: открытие сетевых магазинов, через которые реализуются товары импортного производства по более низким ценам, отсутствие товаров собственного производства в розничной сети. В некоторых магазинах пустуют полки, отведенные под фирменную продукцию.

Стоит отметить, что, посещая универсам «Дружба» ОАО «Белая ромашка» участники семинара были приятно удивлены ассортиментом реализуемой продукции, выпущенной на предприятиях нашей области. Пристальное внимание было уделено и выкладке товара и присутствию и доле продуктов и товаров импортных производителей. Посещением магазина гости остались довольны.

Частное предприятие СООО «БелЕф-пласт», на котором гости также побывали в тот день, стало примером успешно реализующегося инвестиционного проекта британской и белорусской фирм. Участники семинара побывали также в ОАО «Слониммебель» и ОАО «Слонимская КПФ».  Руководитель мебельной фабрики, к примеру, с гордостью продемонстрировал гостям производственные мощности, рассказал о том, каким образом предприятию удается экономить более 220 тысяч долларов на энергетических затратах, предложил вниманию присутствующих готовую продукцию. Естественно, не остались без внимания и основные вопросы по запасам и экспорту продукции. Но и здесь ОАО «Слониммебель» можно смело ставить в пример.

Подводя итоги семинара, можно с уверенностью заявить, что в решении проблем по сокращению складских запасов и наращиванию экспорта, необходимы совместные усилия и промышленных предприятий, и торговых орга-низаций.

Елена ЛЫНЬКО.

Ваш комментарий будет первым

Поделитесь своим мнением

  • "Слонiмскi Веснiк" 2018.
  • При использовании материалов гиперссылка (не закрытая от индексации поисковыми системами) на www.slonves.by - обязательна.