Используйте свое право на обращение

Интервью начальника отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Слонимского райисполкома Т.Н. Петько.
– Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, кто имеет право на обращения в госструктуры?
– Закон РБ «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 300-З (далее – Закон) регулирует вопросы, касающиеся обращений в государственные органы, иные организации и к индивидуальным предпринимателям. В частности, право на обращение в госструктуры имеют граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица, путем подачи письменных, устных или электронных обращений.
– Какие основные нововведения в Законе?
– В отличие от Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 06.06.1996 г. в ст. 1 Закона даны определения таким понятиям как «обращение», «заявление», «предложение», «жалоба», «электронное обращение». Обращение – индивидуальные или коллективные заявления, предложения, жалобы, изложенные в письменной, электронной или устной форме. Заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) (далее, если не определено иное, – организация), индивидуальных предпринимателей.
Предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.
Жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, – гражданин).
Электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.
Хотелось бы отметить, что электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи, т.е. должно быть указано наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию, имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы); также содержать адрес электронной почты заявителя, суть обращения. Нововведением является норма ст. 8 Закона, устанавливающая вежливое отношение к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. И в практике Слонимского райисполкома были случаи привлечения заявителей к гражданско-правовой и административной ответственности за клевету и оскорбления.
– Назовите сроки рассмотрения обращений.
– Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца. Если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявители уведомляются о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий.
– С какими вопросами чаще всего обращаются граждане в исполком?
– В райисполкоме постоянно анализируются поступающие обращения граждан. Исходя из анализа можно сказать, что чаще всего граждане обращаются по вопросам жилищно-коммунального хозяйства: текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, благоустройство дворовых территорий, отсыпка, грейдирование и асфальтирование дорог и др.
– В каких случаях гражданин имеет право обратиться в вышестоящие орган?
– Если в письменном ответе на обращение содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращения либо об оставлении обращения без рассмотрения по существу, то должно быть указано в какую организацию необходимо обратиться для его обжалования. Однако значительная часть населения стремится подать свое обращение как можно выше в надежде, что там, наверху,  разберутся в проблеме по существу и обязательно примут нужное решение. Отсюда массовая практика подачи обращений в вышестоящие органы, в том числе и по малозначительным вопросам. Поэтому, еще раз считаем целесообразным разъяснить, что обращения граждан должны в первую очередь подаваться в организации, к компетенции которых непосредственно относится решение вопроса. Например: оказание жилищно-коммунальных услуг (нет воды, холодно в квартире, течет кровля и т.п.) – КУП Слонимское ЖРЭО (г. Слоним, ул. Ершова, 52). Если плохое состояние дорог, не работает уличное освещение, проблемы с вывозом бытового мусора, то необходимо обращаться в ГУП ЖКХ (г. Слоним, ул. Брестская, 103 В). Если гражданин не знает, куда ему необходимо обратиться для разрешения вопроса, то можно обатиться по телефонам «Горячей линии» 2-15-36 (в рабочие дни), 2-11-36 (выходные дни), где ему будут даны соответствующие разъяснения. После рассмотрения обращения в первой инстанции и в случае неудовлетворения полученным ответом, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящую инстанцию.
– Обращения рассматриваются платно или бесплатно?
– Согласно ст. 19 Закона обращения рассматриваются без взимания платы, получив полные и аргументированные ответы на обращения, продолжают обращаться. В данном случае закон закрепляет меры ответственности граждан за необоснованное обращение и злоупотребление правом на обращение. В частности, предусматривается, что расходы, понесенные организацией в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством. Кроме того, гражданину придется также оветить по закону, если в его заявлении содержалась клевета или оскорбления. – Были ли в практике случаи взыскания расходов с заявителей?
– Таких случаев пока не было.
– Являются ли устными обращениями звонки по телефону?

– В соответствии с Законом, устныеобращения подаются в ходе личного  приема. Таким образом, действие Закона не распространяется на телефонные звонки, в том числе и на телефонные звонки в ходе проведения «Прямых телефонных линий» и «Горячих линий». Порядок рассмотрения сообщений, поступающих в ходе проведения «Прямых телефонных линий» и «Грячих линий», регламентирован отдельно постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2011 г. № 854 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц». Данным постановлением установлен порядок регистрации, рассмотрения поступающих звонков, и подготовка по ним письменных ответов.

Подготовила Алина ЧЕРНЫШ.

Ваш комментарий будет первым

Поделитесь своим мнением

  • "Слонiмскi Веснiк" 2018.
  • При использовании материалов гиперссылка (не закрытая от индексации поисковыми системами) на www.slonves.by - обязательна.