Митрополит Павел: отчетность должна быть, но в разумной мере

++++pavel

В начале июля Предстоятель Белорусской Православной Церкви с архипастырским визитом впервые посетил  город Лида. Владыка побывал в родильном отделении районной больницы, на Лидской авиабазе, встретился с духовенством благочиния, лидчанами, молодежью. Во время  визита в Лиду впервые для журналистов региональных  СМИ Гродненской области Митрополит Минский и Слуцкий Павел, устроил пресс-конференцию. Краткое содержание того, что было на мероприятии, мы предлагаем  вашему вниманию.
– Считаете ли важным взаимодействие представителей церкви и прессы? Каким аспектом церковной  жизни следует уделять большее внимание?
– Священнослужители стараются нести обществу слово  Божие, проповедовать Евангелие, но наша проповедь узкая.
В храме присутствует сто-двести, в больших церквях – пятьсот человек. Вы через СМИ можете охватить огромную аудиторию, и если ваша информация будет направлена на  созидание, если вы будете давать людям доброе, вечное,  святое, то вы, труженики средств массовой информации,  можете уподобиться равноапостольным святым. К сожалению, сегодня не все СМИ стремятся это людям преподнести, многие работают на «жареные» темы. Потом удивляемся, почему у нас молодежь такая безответственная, распутная. Мы их так воспитали.
Я вспоминаю время своего пребывания в России. Не  проходит и дня, чтобы на экране телевизора не показали  насилия, крови, вражды. То самое нечистое, грязное, что  есть в жизни человека, с чем священнослужители призывают других бороться, на экранах процветает. Год назад я  встречался с молодыми людьми, для которых смысл жизни  в веселом времяпрепровождении.
Мне иногда говорят, что содержание белорусских каналов напоминает советское. «И радуйтесь, – я им говорю.
– У нас ведь тогда много было хорошего». На российских  каналах сегодня нет новостей с полей. В Беларуси не только об этом говорят, а показывают труд сельского жителя с  благородной стороны. А вообще, я считаю, у нас, представителей Белорусского Экзархата и прессы, должна быть  налажена тесная связь. Я не боюсь встречаться с представителями СМИ, потому что мне скрывать нечего. Если будет  сотрудничество, мы добьемся хороших результатов, я призываю вас к нему и надеюсь, что оно будет.
– Что делается для того, чтобы уроки Закона Божьего стали непременным предметом школьной программы?
– Ваш вопрос затрагивает основополагающее нашей  страны – какую мы хотим видеть Беларусь в ближайшие сто лет. Однажды мне довелось общаться с одним российским высокопоставленным лицом. На мой вопрос о будущем он категорически возразил: «Надо смотреть о том, что  будет завтра. Что вы загадываете на будущее?» Но священники, епископы смотрят наперед, предугадывая на столетие  вперед будущее страны, судьбу ее народа.  Европейцы живут в свое удовольствие, но эта жизнь в  масштабах государства у них будет очень коротка. У них  нет будущего, поскольку они убивают своих детей во чреве  матери. Эта чрезвычайно опасная ситуация грозит и нашим  славянским странам. Сегодня мы говорим, что демографическая ситуация в России улучшается, смертность по отношению к рождаемости приближается к «нулю», но это  достигнуто за счет людей, приехавших из южных республик.  Славянское население как вымирало, так и вымирает и более серьезными темпами.
Если мы сегодня не будем говорить детям о Боге, не будем сами жить и призывать других к исполнению Заповедей  Божьих, если мы продолжим жить в свое удовольствие, то  мы, как славяне, скоро вымрем. Преподавание курса «Основы православной культуры» столкнулось с множеством противников. Аргументировали это тем, что есть другие вероисповедания. Но посмотрите, как себя ведут мусульмане в  своих странах. Они не поступятся своей верой ни на йоту.
У нас все по-другому. Нужно быть более трезвыми в рассуждении на эту тему. Мы должны хранить духовно-нравственные ценности, которые нам даровал наш Господь-Творец.
Каждый из нас должен воспитывать детей в духе почитания Бога, родителей, исполнения  заповедей. Этому должно способствовать преподавание Закона Божьего в  школах. От воспитания детей зависит  наше будущее. Факультатив себя не  оправдывает, он предусматривает  свободное посещение программы, это  компромисс, который в вопросе веры  никак не приемлем. Убежден, что Закон Божий или Учение о нашем уповании, вере надо преподавать в сетке  школьной программы, но никак не в виде факультатива.
И еще один момент. К сожалению, в наших семьях утрачена традиция воспитания детей. Как бы мы не воспитывали в школе, самое главное воспитание должно быть в семье. Если этого не будет, воспитать ребенка будет сложно.
Преподавать Закон Божий не обязательно должны священники. Самое главное – чтобы были высококвалифицированные преподаватели, которые прошли специальную подготовку, чтобы не получилось так, как это было в Рязанской  области. Вчера преподавала марксизм-ленинизм, а сегодня – Закон Божий.
– В чем причина такого явления как «захожане» и как  на него можно повлиять?
– В этом вопросе я оптимист. Интерес к церкви не падает. Мне известен случай, когда в советское время уполномоченный совета по делам религий заходил на Пасху к  одному пастырю в кафедральный собор и спрашивал, был  ли народ. Поправив очки, умудренный священник ответил,  что были, но меньше, чем в прошлом году. Уполномоченный бегом в свою контору докладывать о том, что религиозную программу выполняет. Батюшка порадовал чиновника, хотя в храм пришло гораздо больше людей. Хочешь это  слушать, получай и довольствуйся премией.  Господь по-своему призывает всех в разное время и разными путями. В нашей жизни так устраиваются события,  что человек оказывается в определенные моменты своей  жизни перед выбором. Один московский священник в советское время держал контакт между отделом внешних  церковных сношений и советом по делам религий. Очень  многие на старости лет исповедовались перед ним. Однажды он признался, что исповедь у них такая, как верующие  никогда не смогут исповедоваться. Всех, кто был гоним, Господь испытывает на прочность в вере. Они как воины закаляются в этих испытаниях, а гонители сталкиваются с такой ситуацией, что понимают свои ошибки. И гонимые, и  гонители приходят, наконец, к Богу.
– Ваше отношение к разводам? Не превращается ли таинство венчания в дань моде, не является ли это богохульством или лучше вообще не венчаться?
– Я не сказал бы, что это богохульство или вообще тяжкий грех. Все, кто венчается, разве они готовы к разводу?
Все хотят счастливой жизни. Не думаю, что те, кто приходит в ЗАГС, уже заранее продумывают отступление. Это на  Западе принято составлять договор между мужем и женой.  Нашим людям брачный контракт не нужен. Они готовятся  не к разводу, а к семейной жизни, но не получается… Вот  тут и нужно задать себе вопрос: почему не получается?
Потому что мы, родители, не подготовили детей к семейной жизни. Наши дети, как правило, ищут удовольствия для  себя. Мы неправильно понимаем семейную жизнь. Жених  и невеста думают о том, что они получат от брака. Но любовь – это свойство не получать, а отдавать. Когда супруги  готовы будут пожертвовать друг другу все и даже свою  жизнь, тогда они готовы к вступлению в брак. Не все готовы  к такой жизни. Жена должна приготовить мне обед, постирать носки, приготовить все необходимое для жизни… Жена же говорит, что муж должен для меня принести деньги,  а муж возмущается: «А почему я? Ты хочешь – зарабатывай».
С детства воспитывается эгоизм – «мама, дай мне». Разводы случаются чаще в семьях, где ребенок воспитывался  в холеных, вольготных условиях. Те, кто привык к труду, понимает, что надо трудиться, чтобы сыто и благополучно  жить, у тех и браки бывают прочными, потому что они понимают, что надо трудиться, надо отдавать и себя, и свое  время, поступиться своими интересами. Совершенно не  случайно говорил Спаситель: «Блаженны отдавать, нежели  принимать» – это настоящий, подлинный принцип христианской любви.
На встрече также высказали предложение обратить внимание предстоятеля Белорусской Православной Церкви на  излишнюю отчетность священства в епархиальные структуры, «заиделогизированность» в ведении внутриепархиальной жизни. На это пожелание Митрополит Павел ответил:
– Обратите внимание на историю нашей церкви, и вы  поймете, что в древние времена самые строгие отчеты были в монастырях, храмах. Чиновники взяли пример у нас. Во время революции как изымались ценности? По монастырским описям, по описям храмов. Все прекрасно понимали: все, что в храме – Божие и к нему надо относиться  самым трепетным образом. Владыка правильно говорит:  «Сколько ваша курочка снесла яиц? Надо все учитывать,  чтобы все верили и понимали, что то, что вы принесли в  храм – остается в церкви». Почему Русская Православная  Церковь была самая богатая? Да потому, что не разворовывалось. А что в государстве не было богатства, куда оно  делось? Разворовывали. Сегодня у нас такая жизнь, что  отчетность должна быть, но все должно быть в разумной  мере. Это не мне нужно, но вам. Если я не увижу, что в  епархии что-то делается, она будет деградировать.

Игорь ЗИНЧЕНКО.

Ваш комментарий будет первым

Поделитесь своим мнением

  • "Слонiмскi Веснiк" 2018.
  • При использовании материалов гиперссылка (не закрытая от индексации поисковыми системами) на www.slonves.by - обязательна.