Крещение — путь к спасению

Таинству Крещения уже почти две тысячи лет. Крестившись в водах Иордана от Иоанна Предтечи, в конце своей земной жизни Спаситель завещал своим ученикам: «Кто будет верить и креститься, спасен будет; а кто не будет верить, осужден будет» (Мк. 16,16). В другом случае он сказал и более подробнее: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Матфея 28: 19,20).
С того времени и до сего дня Таинство Крещения остается самым важным событием в жизни каждого верующего человека. Важным потому, что крещеный человек приобретает статус христианина, получает право полноценной церковной жизни через участие в Таинствах, установленных Святой Церковью, а жизнью, достойной верующего человека, ему открывается возможность стать наследником Царства Христова.
Раньше те, кто желал креститься, проходили оглашение (специальную подготовку к принятию Таинства). Подготовка продолжалась сорок дней. Весь этот период человек под руководством специальных людей (катихуменов) изучал Священное Писание, основные догматы (правила христианской веры), посещал храм. Как воспоминание о прошлом в Православной Церкви до сих пор сохранилось название одной из главных частей Литургии (Литургия оглашенных), после окончания которой оглашаемый обязан был покинуть храм.
Таинство Крещения проводится не только над людьми, которые уже достигли определенного возраста, но и над младенцами, которые только увидели мир. Практика крестить младенцев применяется с ранних веков христианства. Святые отцы и учителя церкви утверждают, что несмотря на то, что Таинство осуществляется над младенцем, который не в состоянии оценить свои действия, понять глубину совершаемого действия, оно действительно по вере родителей и крестных родителей, которые берут на себя ответственность за духовное воспитание и спасение души крестника. Отсюда и пошло наименование «восприемник» (крестный отец или мать) – тот, кто перед Богом принимает на себя клятву, обязательства о воспитании в христианском духе человека, отвечать за него на Страшном Суде.
Раньше будущих крестных выбирали из людей благочестивых, церковных, отличавшихся образцовой жизнью и нравственностью. Крестными становились родные, двоюродные братья и сестры. От крестных ожидали активного участия в жизни крестника.
Сегодня нередко случается так, что восприемники забывают о своей ответственности перед Богом о возложенных на них обязанностях быть поручителем за крестника, вспоминая только (в лучшем случае) на Пасху, Рождество, день рождения крестника. Откупившись подарками, они считают, что родители сами могут и должны позаботиться о своем ребенке. Купить пару обуви или рубашку родители могут и сами, а вот вести духовные беседы, совершать прогулки, интересоваться жизнью ребенка нужно не только родителям, но и крестным.
Вместе с тем, существует еще одна проблема – большинство крестных, которых выбирают для крестин, сами в большинстве случаев страдают отсутствием церковной грамоты и бездуховным образом жизни. Нередко они не только Символ Веры прочитать правильно не могут, но и крестятся с большим трудом (попросту не умеют или не хотят). Что тут говорить о духовно-нравственном воспитании, которое крестники должны заниматься, о духовном воздействии на восприемников!
Помочь верующим познакомиться с Православием и требованиями, которые предъявляет церковь в отношении к крестным родителям призвана специальная подготовка ко крещению, установленная во всех церквях Русской Православной Церкви несколько лет тому назад Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. К сожалению, для большинства она дается с трудом. Занятость на работе, отдаленность проживания от восприемников, семейное положение, а также низкий духовный уровень родителей крестника – главные трудности, которые возникают при прохождении катехизации (подготовительных бесед к Таинству). Стоит отметить, что такая подготовка существует и при подготовке к Таинству Венчания. Да и срок в шесть недель для многих кажется слишком великим.
В связи с этим, в тех случаях, когда не представляется возможным проведение 40-дневного цикла полной подготовки катихуменов к Таинствам Церкви, в качестве обязательного минимума настоятели храмов предлагают пройти 30-дневное оглашение. В него входит три беседы, чтение Евангелия от Марка (кстати, самого короткого – в него входит всего 16 глав – и наиболее понятного для непосвященного читателя), просмотр специальной подборки видеофильмов о Крещении и Венчании, а также обязательное участие в таинствах Исповеди и Причастия. Такая же работа проводится и с родителями крещаемого.

Игорь ЗИНЧЕНКО.

 

Ваш комментарий будет первым

Поделитесь своим мнением

  • "Слонiмскi Веснiк" 2018.
  • При использовании материалов гиперссылка (не закрытая от индексации поисковыми системами) на www.slonves.by - обязательна.