Учитель, который не ставит двоек

100_1365++учитель Борис

Будучи как-то в лицее, увидела среди школьников невысокую, худощавую женщину и не сразу поняла, что это преподаватель. Она ничем не отличалась от девчонок старшеклассниц, только более строгим костюмом. Так произошло мое знакомство с преподавателем истории и обществоведения районного лицея Еленой Ивановной Борис.

Елена Ивановна рассказала, что окончила среднюю школу № 4 с золотой медалью. Имея такой весомый пропуск во взрослую жизнь, она с легкостью поступила учиться дальше. Почему отдала предпочтение именно этому предмету?

– Немаловажную роль в этом сыграла преподаватель истории Ирина Петровна Сергейчик, – сказала Елена Ивановна. – За годы учебы она настолько смогла привить интерес к предмету, что когда надо было определяться: куда пойти учиться, то чаша весов склонилась в сторону исторического факультета. – Хотя после школы у меня было два направления для выбора будущей профессии: поступать на истфак либо продолжить династию родителей и пойти учиться в Гомельский институт инженеров железнодорожного транспорта.

– В конце одиннадцатого класса, – продолжила рассказ Елена Ивановна, – я принимала участие в республиканской олимпиаде по истории. После победы в ней, мне представилась возможность поступить в ВУЗ без сдачи экзаменов. И я выбрала, конечно, БГУ.  С красным дипломом окончила и исторический факультет БГУ. Вернувшись в родной Слоним, устроилась работать преподавателем в среднюю школу № 8. Елена Ивановна отмечает, что ей везло на хороших учеников. Работая в восьмой школе, Елена Ивановна подготовила несколько сильных школьников, которые участвовали в областном и республиканском этапах олимпиад. Например, Андрей Бондаловский был  участником республиканской олимпиады по истории, трижды побеждал в областных олимпиадах.

В Слонимский районный лицей Е.И. Борис пришла после декретного отпуска.

– Заинтересованные историей школьники были и в стенах районного лицея, – говорит Елена Ивановна. – Лицеисты выходили призерами и победителями районных, областных и республиканских олимпиад. Из учеников лицея хочу отметить Эмму Тигиеву, Маргариту Радионик, Павла Яговдика, Анну Шепель, Анастасию Коцубу, которые добивались успеха не один раз.

О заслугах своих учеников Елена Ивановна может говорить долго, о своей же победе сказала скромно: “Если говорить о моих успехах, то в начале текущего учебного года был разработан урок по обществоведению под названием “Религия” для учащихся десятых классов. С ним участвовала в республиканском конкурсе разработок уроков, который проводила Академия последипломного образования. В номинации “Обществоведение” моя разработка урока была удостоена Диплома первой степени”.

Кстати, Елена Ивановна является стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь и удостоена Диплома третьей степени за подготовку школьников к участию в олимпиадах. Анна Шепель, ученица Е.И. Борис, также является стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся.

Е.И. Борис умеет находить контакт с детьми, а они отвечают ей взаимностью. Ведь преподаватель, в первую очередь, должен заинтересовать учеников своим предметом, показать разные стороны и грани истории или обществоведения. Старается к каждому найти индивидуальный подход, узнать, на что способен каждый из них, каково его стремление и к чему. В связи с этим выбирает и методы опроса учеников. Одни любят отвечать устно, вторым легче дать письменный ответ.

Открою секрет преподавателя. Елена Ивановна своим ученикам двоек не ставит. Но, если урок был кем-то из них не подготовлен, то в другой день после уроков он обязательно “возвращает свой долг”.

– Много ли детей интересуются историей?

– Нет, не много таких детей. Есть ученики, которым интересна история, но после школы они на исторические факультеты не поступают. Дело, наверное, в том, что нет широкой возможности применить свои знания. Это либо школа, либо преподавание в колледже или в ВУЗе, работа в музеях. Некоторые продолжают свое самообразование, поступая в аспирантуру. Многое играет престиж профессии, заработная плата, возможность продвижения по карьерной лестнице. Сегодняшних школьников больше интересуют другие направления. За время преподавания в лицее, только один из выпускников поступил на исторический факультет. Например, моя ученица Виктория Троян в прошлом году окончила лицей, на ЦТ по обществоведению набрала сто баллов, и все три предмета сдала очень успешно, но поступала она не на исторический факультет, а выбрала факультет международных отношений БГУ.

– Елена Ивановна, сегодня многие стараются переписать историю…

– Вообще-то, история – сложная наука, поскольку каждое историческое время расставляет свои акценты, определяет свои какие-то новые точки над “і”. Сегодня сложно преподавать современную историю. Приходится анализировать события двадцатого и начало двадцать первого веков. И этим событиям очень непросто давать оценку. Стараюсь ученикам объяснять разные точки зрения, чтобы и они высказывали свое видение событий, подходили к их оценке с разных позиций. На уроках часто использую видеосюжеты из художественных фильмов, из хроники, чтобы школьники ближе были ко времени, чтобы воспринимали не только мое мнение.

– Елена Ивановна, что кроме истории Вас интересует, чему отдаете предпочтение в свободное время?

– В свободное время занимаюсь семьей. С мужем, он учитель информатики СШ № 3, воспитываем двоих детей – одиннадцатилетних двойняшек. Большое спасибо супругу, он помогает во всем. Люблю смотреть исторические передачи и  интеллектуальные конкурсы.

Заканчивая нашу беседу, Елена Ивановна высказала большую благодарность всем своим коллегам из средней школы № 8, с которыми работала, а также районного лицея, которые всегда ее поддерживали и рады ее сегодняшним успехам.

Мария СЕРГЕЕВА.

Ваш комментарий будет первым

Поделитесь своим мнением

  • "Слонiмскi Веснiк" 2018.
  • При использовании материалов гиперссылка (не закрытая от индексации поисковыми системами) на www.slonves.by - обязательна.