ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ УЛИЦЫ

Написать об истории Школьной улицы есть несколько поводов: во-первых, сентябрь – начало школьной поры, во-вторых, в этом году отмечается 765-летний юбилей города, а в-третьих, хотелось бы еще раз вспомнить о памятнике-синагоге – своеобразной доминанте улицы, которая 500 лет назад носила название “Жидовская” (Еврейская).

ГОСТИ ИЗ ЕВРОПЫ

Евреи поселились в Слониме в первой четверти XVI века, после своего 8-летнего изгнания из Вели­кого княжества Литовского (1495- 1503 гг.). Переселенцы образова­ли в Слониме еврейскую общину и получили участки для строитель­ства синагоги и устройства кладби­ща. Эти участки и стали прообра­зом Школьной улицы.

“Когда впервые явились (перед правителями Польши и ВКЛ), пре­клоненные, измученные истори­ческим роком, угнетенные и бед­ствующие еврейские поселенцы, – писал историк Иван Яковлевич Спрогис в предисловии к “Актам о евреях” (1901 г.), – они приняли их весьма благосклонно, сделали их предметом своей особенной забот­ливости и, как свой личный плод и дар, поселили в своем государстве, широко обставив их своими при­вилегиями и оградив неприкосно­венность их внутреннего, бытово­го, религиозного и общественного устройства. При таких условиях в древней Литве появились пер­вые евреи!..”

ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ДЕЛ

Евреи приехали в Слоним как раз в то время, когда шла карди­нальная перепланировка истори­ческого центра города. После на­шествия крымских татар, которые разрушили древний слонимский замок, на левом берегу Щары (на территории, прилегающей к чет­ной стороне ул. Первомайская) с 1506 по 1520 гг. шло строительст­во нового замка, у стен которого разместилась торговая площадь – “Великая” (теперь ул. Первомай­ская), где сходились главные ули­цы города. Роль городской плани­ровочной доминанты перешла к торговой площади – «рынку», на котором рядом с замком были по­строены: ратуша, где с 1555 г. стал заседать земский суд, торговые ряды, дома состоятельных мещан, духовенства и шляхты.

“ПЛЯЦ НА РИНКУ”

В официальных источниках ев­реи в Слониме впервые упомина­ются в 1551 году, когда они были освобождены от упла­ты налога с еврейских до­мов и земель – “серебщиз­ны”. Однако есть множество документов, позволяющих сделать вывод, что к этому време­ни в Слониме уже существовал це­лый “еврейский квартал”.

Так, в “Актах Слонимского грод­ского суда” сохранилась продаж­ная запись мещанина слонимского Ивана Дураса еврею Аврааму Ши­моновичу на землю, сделанная 18 мая 1560 г. В этом документе гово­рится, что Дурас имеет в Слониме “пляц земли на ринку за клетками, почончи от межи дому жида Авра­ама Шимоновича до межи другое стороны дому Юхна Балцеровича, который он мает от жида Наа…”

“ЕВРЕЙСКИЙ КВАРТАЛ”

Следует отметить, что в то вре­мя королевские “привилегии” при­равнивали евреев к боярам, т.е. по сути, провозглашали их свободны­ми людьми, подчиненными только королю. Привилегия стала кодек­сом прав евреев и защиты этих прав, механизмом включения их в государственную и хозяйственную жизнь. Евреи получили право про­живать отдельными общинами, ко­торые могли автономно управлять своими внутренними националь­но-религиозными и судебными де­лами. Неудивительно, что даже не самые состоятельные иудеи строи­ли и покупали дома в деловом цен­тре города.

В XVI-XVII вв. так называемый “еврейский квартал” не ограничи­вался только Жидовской улицей. Он включал в себя части террито­рий современных ул. Первомай­ская, Красноармейская, Ружанская, Синичкина, пер. Перескок и т.д.

7 апреля 1605 г. в купчей крепо­сти, данной паном Мартином Баль­вером еврею Нафталевичу, значит­ся, что “Балвер продал свой дом в месте Слонимском, на Великой улицы лежачый, жиду места Сло­нимского Еску Нафталевичу и же­не его Ханне Лейбовне за певную суму пенезей – за шестьдесят коп грошей литовских”. И уточняется, что этот “дом на улице Великой, идучы з рынку, по левой стороне стоячый, об межу з одное стороны з домом нашым властным, уездным, где первей сего Ян Пасник мешкал, а з другое стороны об межу з домом Мартиновое Ковалевое”.

“ЖИДОВСКАЯ” УЛИЦА

К нечетной стороне Великой ули­цы с запада примыкала Жидовская улица, которая не раз упоминается в “Актах Слонимского гродского су­да”. Так, например, 6 февраля 1606 г. в заявлении ввозного (судебного пристава) Андрея Мизгиря о неу­плате долга Униховским жиду Яку­бовичу в назначенный срок, гово­рится: “Жид господарский слоним­ский Шлома Якубович, в дому сво­ем в месте Слонимском в улицы Жидовской, опо­ведал, что земянин пове­ту слонимского Ян Уни­ховский взял и позычыл у него на лист добро­вольный опис свой, 50 коп грошей литовских, и описался тым листом отдать и заплатить дня нынешне­го на Громницы рымского свята”.

Жидовская улица включала в се­бя не только Школьную, но и часть современной ул. Советская до мо­ста через реку Щара, который дол­гое время тоже назывался “Жи­довским”.

ШКОЛЬНЫЙ ДВОР

Неотъемлемой частью Жидов­ской улицы, причем, не только в Слониме, но и в таких белорусских городах, как Минск, Брест, Гродно, Пинск, Волковыск, Щучин и т.д., был Школьный (синагогальный) двор. Дело в том, что обучение подраста­ющего поколения грамоте и точным наукам всегда имело первостепен­ное значение в жизни кагала. Шко­ла начального религиозного обуче­ния – “хедер” – находилась в самом здании синагоги. Позже, когда сло­нимская еврейская школа обре­ла статус “ешибота” – учреждения образования более высокого уров­ня, то для нее было построено от­дельное здание рядом с синагогой. Это здание (ул. Школьная, 1) сохра­нилось до наших дней. Его можно увидеть на плане города 1825 года.

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА

Евреи Слонима занимались арендой имений, ростовщичест­вом и различными ремеслами. Они брали на откуп сбор налогов и пошлин, используя выгодное речное сообщение, вели крупную оптовую торговлю лесом, хлебом, поташом. Неудивительно, что ха­рактерной чертой той эпохи была жесткая конкурентная борьба за прибыльные сферы.

Так, 26 января 1592 г. слоним­ский еврей Аарон Гошкевич обра­тился с жалобой в суд “о недоз­волении евреем Зеликом Шмой­ловичем собирать отданный ему в аренду чоповый сбор”. Напом­ним нашим читателям, что “чопо­вый сбор” – это своеобразный на­лог за “предпринимательскую де­ятельность”, взимавшийся с со­держателей корчем, питейных за­ведений и т.д. Из судебного дела известно, что на части территории Слонимского повета “водлуг уни­версалу еврей Аарон Гошкевич собирал 91 чоповое (т.е. налоги у 91 “предпринимателя”) вкруг по селах и корчмах сельских, у пев­ных местечках”: в Молчади, Двор­це, Роготно, Люшнево, Горке (те­перь Дятловский р-н) и “в мили от каждого из них”.

СТАРОЕ КЛАДБИЩЕ

Изначально община слоним­ских евреев относилась к Брест­скому кагалу, руководство кото­рого следило за содержанием синагоги, кладбища, ритуальной бойни, бани и школы. К западу от Школьного двора, между Подгор­ной (ул. Синичкина) и Андреев­ской улицами (сохранился только Андреевский переулок), распола­галось еврейское кладбище. Есть сведения, что в довоенное время на одном из надгробий можно бы­ло увидеть дату «1529».

На плане города 1825 года (см. под № 30) так и написано: “Еврей­ское старое кладбище на Школь­ном Дворе”. В годы фашистской оккупации это древнее место фак­тически было уничтожено.

(Продолжение следует).

Евгений и Игорь ПРОКОФЬЕВЫ

Ваш комментарий будет первым

Поделитесь своим мнением

  • "Слонiмскi Веснiк" 2018.
  • При использовании материалов гиперссылка (не закрытая от индексации поисковыми системами) на www.slonves.by - обязательна.