Защита прав потребителей – это всегда очень важно

В современном обществе в усло­виях рыночных отношений широ­кое распространение получили та­кие торговые компании, основой деятельности которых является демонстрация и распространение товаров посредством проведения презентаций. Именно после про­ведения таких презентаций с гра­жданами заключаются договоры купли-продажи товаров на значи­тельные суммы, которые впослед­ствии обжалуются по различным причинам (высокая цена, ненадле­жащее качество, не является пред­метом первостепенной важности для семейного бюджета и т.д.). За­частую это происходит по причине правовой неграмотности граждан. Именно по данной тематике в ор­ганы прокуратуры систематически поступают жалобы.

Законодательство в области защиты прав потребителей обширно. Однако основным нормативным актом в данной области об­щественных отношений является Закон Ре­спублики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Распространенной является ситуация, когда человек приобрел товар именно над­лежащего качества, однако впоследствии возникло желание по какой — то причине его вернуть либо обменять.

Каждый потребитель в соответствии с п.1 ст.28 Закона вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольствен­ного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобрете­ния или иных местах, объявленных продав­цом, возвратить товар надлежащего качест­ва или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый пере­расчет с продавцом.

Однако существуют определенные усло­вия, при которых можно обменять или вер­нуть товар: товар должен относится к непро­довольственным; товар не был в употребле­нии; товар сохранил свои потребительские свойства; товар не включен в перечень не­продовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

Обратите внимание, что перечень непро­довольственных товаров надлежащего каче­ства, не подлежащих обмену и возврату, ут­вержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 №778 (в редакции от 14.01.2009 №26) .

К примеру, на прием в прокуратуру об­ласти обратилась гражданка К., желающая вернуть торговой компании N. приобретен­ный в ходе проведения презентации пыле­сос в течение 14 дней с момента его покуп­ки. Женщина объяснила, что захотела вер­нуть товар, поскольку заблуждалась в стра­не производителе, вместе с тем претензий к качеству пылесоса она не имела.

Сотрудник прокуратуры разъяснил заяви­тельнице правила возврата товаров, пред­усмотренные действующим законодатель­ством, и акцентировал внимание на том, что согласно вышеуказанному постановле­нию Совета Министров среди товаров над­лежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, выступают технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки и в техни­ческом паспорте (заменяющем его докумен­те) которых имеется отметка о дате прода­жи. К таковым относятся электротовары, телерадиотовары, электромузыкальные инструменты, фото- и киноаппаратура, те­лефонные аппараты и факсимильная аппа­ратура, часы, компьютеры бытовые персо­нальные, ноутбуки, печатающие устройства, клавиатуры, мониторы (дисплеи), сканеры и прочие устройства ввода и вывода, копи­ровально-множительная техника, электро­газонокосилки, газонокосилки (триммеры) бензиновые, бензопилы, швейные маши­ны, машины и аппараты вязальные, маши­ны раскройные, для шитья меха, обметоч­ные и стачивающе-обметочные, бытовое га­зовое оборудование и устройства, иные то­вары с питанием от сети переменного тока.

Важно знать:

Не подлежат обмену и возврату пи­щевые продукты надлежащего качества.

Вы не можете вернуть или обменять товар надлежащего качества, если прио­брели его у физического лица, осуществ­ляющего реализацию товаров в рамках ре­месленной деятельности или реализацию товаров на рынке.

Чтобы застраховать себя от недобро­совестных действий со стороны продавца, рекомендуем направлять письменное тре­бование о возврате либо обмене товара.

Помните, что всегда необходимо требо­вать у продавца чек и сохранять его. Имен­но чек в дальнейшем будет являться под­тверждением приобретения товара у кон­кретного продавца.

Однако при отсутствии чека можно предъявить продавцу квитанцию к приход­ному кассовому ордеру; квитанцию к отрыв­ному талону; надлежащим образом офор­мленный технический паспорт; инструкцию по эксплуатации; руководство пользовате­ля; иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, да­те приобретения товара; свидетельские по­казания; элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца; доку­менты и другие средства доказывания, ука­зывающие на приобретение товара у дан­ного продавца.

Отсутствие у покупателя документа, под­тверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удов­летворении его требований.

Уважаемые покупатели! Будьте внима­тельны при посещении презентаций, про­водимых торговыми компаниями. Помните, что перед заключением договора на покуп­ку определенного товара необходимо тща­тельно ознакомиться с условиями догово­ра и определить для себя: можно ли отне­сти приобретаемую вещь к числу первосте­пенно необходимых для вашей жизнедея­тельности. При возникновении каких-либо сомнений следует обратиться за консуль­тацией к юристу.

Екатерина БИЛИДА, старший прокурор отдела прокуратуры Гродненской области

Ваш комментарий будет первым

Поделитесь своим мнением

  • "Слонiмскi Веснiк" 2018.
  • При использовании материалов гиперссылка (не закрытая от индексации поисковыми системами) на www.slonves.by - обязательна.