Ване Антоновичу 20 лет. Он четверокурсник Минской духовной семинарии. И если погрузиться в его жизненную историю, можно понять, почему принятое им решение пойти по пути духовному так удивило его самого.

Талантливый волейболист из Минска. Капитан юношеской команды, которому пророчили успешную спортивную карьеру. Горячий нрав, лидерский стержень – что еще нужно для личного звездного завтра. Только в один момент не захотелось этого звездного завтра. Точнее, оно показалось неважным. Второстепенным.

Занимать, но не бросать

Он не был активным прихожанином храма. Ходил в церковь ребенком, когда приезжал в гости к бабушке в Радошковичи. Она любила посещать литургии с маленьким внуком. А потом читала с ним Священное Писание, рассказывала библейские истории и про важные праздники в церковном календаре. Верила в Бога и мама Вани, а вот отец от темы религии был далек.

В Радошковичском храме мальчику нравилось. Видя интерес ребенка к происходящему, местный священник доверил Ване первое ответственное послушание – тушить свечи. Потом благословил быть пономарем. И в принципе стал старшим товарищем, с которым можно поговорить, когда захочется. Ваня вспоминает то время с улыбкой. «Здорово, что даже маленького ребенка решили сделать важным участником церковной службы. Я почувствовал себя нужным в этом месте, ощутил значимость своего присутствия там. Сейчас понимаю, насколько это грамотный подход к приобщению детей к храму. Да и в целом, новых прихожан, особенно молодежь, нужно поддерживать в их стремлении узнать Церковь, вести их, занимать, раскрывать. Но не бросать», – считает парень.

Даже когда активно «пономарил», про семинарию не думал от слова совсем. Ведь церковная жизнь была только в маленьких Радошковичах. А вот в Минске Ваня жил спортом, волейболом, командой, тренировками. Друзья не знали о том, что их капитан делает неуверенные шаги в религию. Об этом даже разговоров никогда не было – где Церковь, а где их шумная, амбициозная и горячая компания.

Выбор сердца

С 8 класса Ваня грезил лишь об одном – поступить в Минский университет физической культуры. Стать профессиональным спортсменом, а потом – тренером. Он активно готовился к сдаче ЦТ по профильным предметам. И, забегая вперед, сдал их параллельно с вступительными экзаменами в семинарию. Причем набрал хороший балл и легко проходил на бюджет. Но пути Господни неисповедимы.

«Меня часто спрашивают, особенно на экскурсиях, как я попал сюда, почему выбрал семинарию. Вспоминаю свою жизнь, и она подтверждает истину о том, что это не мы выбираем Господа, а Он выбирает нас. Обучение здесь, а потом и священническое служение – призвание. Просто в один момент ты начинаешь ощущать присутствие в твоей жизни неких высших сил, которые помогают и ведут тебя по новой дороге. Каждый из ребят пришел сюда не из рациональных побуждений. У всех был тот самый знаковый момент, когда захотелось стать лучше, чище. Захотелось идти по жизни с Богом – это мотивация сверхжитейская. Этот путь мы выбираем сердцем, не головой».

О своем переломном моменте Ваня рассказывает обобщенно. Пытаюсь задавать уточняющие вопросы, хочу понять, почему этот симпатичный, рослый и интересный парень так кардинально изменил свою жизнь, но точного ответа не получаю. Задумалась: а должен ли он вообще быть? И пойму ли я суть этого откровения, если оно было явлено не мне и не моей душе?

«У меня начались проблемы со здоровьем, которые могли перечеркнуть все мои спортивные грезы, – рассказывает Ваня. – Меня это очень пугало, вспомнил, что могу молиться. Знаковой была паломническая поездка в Москву в храм Блаженной Матроны, тогда почувствовал на себе помощь святой. Пусть для кого-то это будет счастливое стечение обстоятельств или законы природы в действии. Для меня это было настоящее чудо, после которого уже не мог жить так, как привык. Было даже как-то стыдно ругаться нецензурно в компании. Это случилось в классе 10-ом. Я стал меняться. Захотел жить более правильно. Но не понимал, как именно. Тогда впервые задумался о поступлении в семинарию».

Испытания

Парня поддержали родители, и началась подготовка к вступительной кампании. Ваня стал активно посещать уже столичный храм, нести пономарское служение. Получил от священника благословение на поступление и характеристику. Потом благословение дал и правящий архиерей.

Вступительные испытания в духовной семинарии отличаются от светских. Здесь нет привычных для нас ЦТ, зато есть собеседование, письменный экзамен по русскому или белорусскому языку на выбор, где предлагают осветить нравственную тему; устный экзамен по Библейской истории Ветхого и Нового заветов, Катехизису и Церковной истории, а еще комплексный экзамен по церковно-практическим дисциплинам: Церковный устав, чтение на церковнославянском языке, знание молитв наизусть и пение.

«Все вопросы собраны в билеты, – вспоминает парень. – Тянешь любой и отвечаешь. Не могу сказать, что знал все. Нет. Когда слышал беседы абитуриентов на церковные темы, очень удивлялся их эрудированности и немного тушевался. Было страшно. Меня одолевали сомнения. Сам себе говорил: если провалю экзамен, значит мне здесь не нужно быть. Но вмешался Божий промысел – я помолился и меня к хорошему результату привела целая череда невероятных событий.  Дважды вытянул удачные билеты».

Параллельно экзаменам, Ваня сдавал те ЦТ, которые нужны для поступления в БГУФК, хотел проверить свои силы. Было ли это толикой сомнения? Может быть. Хотя, считаю, когда тебе 17 лет и ты сам принимаешь важное решение, сомневаться нормально. Отличные результаты тестирования позволяли обучаться на бюджете в светском ВУЗе. Однако менять планы Ваня не стал. Решил так: первым делом взращу в себе духовные знания, а спортивный олимп обязательно покорится сильному и телом, и духом.

Большой и дивный мир

Первый курс оказался самым сложным, но и самым важным. Конечно, изоляция от мира давила на молодого парня. Вокруг было непривычно тихо, спокойно и размеренно. В семинарии царили порядок и дисциплина, которые многие ребята сравнивают с армейскими.

«Долго не мог привыкнуть к такому ритму жизни. Точнее, учился, соблюдал режим, ко мне не было никаких замечаний. Но внутри шевелились сомнения. Даже хотел бросить обучение в конце первого курса. Но понял, что больше нигде не увижу людей, которые живут по евангельским законам. Мне очень грело душу, когда видел перед собой примеры достойной христианской жизни. Я перенимал поведение своих наставников и заново открывал для себя человека – каким же любящим, мудрым, милосердным он может быть. Ощущал внутреннюю необходимость быть рядом с этими людьми и учиться жизни у них, чтобы транслировать этот опыт другим. А потом познакомился с отцом Сергием Тимошенковым. Он рассказал, как раньше при семинарии действовало молодежное братство, какие хорошие дела оно совершало, как помогало людям. И тут я понял: вот чего мне не хватает».

Иван быстро организовал вокруг себя инициативных семинаристов и стал возрождать братство.

«Мне было очень тяжело только лишь учиться. Не хватало движения. И речь не о скуке, а о жажде действенного христианства, когда твои знания приносят пользу не только твоей душе. Мы стали ездить в приюты, детские дома, летние лагеря. Скоро будет 11-ый семинар для волонтеров «Миссия и милосердие», где мы также привлечены в роли организаторов».

После того, как нашел свое место в семинарии, Ваня заметил, что и обучение пошло по-другому сценарию, более осмысленному: с вдохновением, мотивацией и жаждой знания. Стал много читать. Много общаться с людьми. И каждый день в обители виделся очень важным.

Началась работа над собой – жизнь по законам Божьим не случается сама по себе. К ней нужно прийти через воспитание и волевые усилия. Не просто было заглушить юношеские эмоции, спрятать подальше самомнение и вредные привычки. Но окружение делало свое дело.

«Обитель воспитывает. Люди здесь воспитывают. Хочется становиться лучше в плане нравственном и духовном. Ты каждый день чему-то учишься. Ты видишь примеры праведной жизни. А пример другого – лучший учитель. Я много приобрел за время обучения.  Стараюсь каждый день впитывать в себя атмосферу и уроки, которые дарит мне это место, чтобы потом не жалеть об упущенном здесь времени.

За партой

А в семинарии – не только уроки жизненные, но и обычные. Учебные.

Занятия здесь начинаются с утренней молитвы в 8.00. После завтрака семинаристы по традиции идут к Жировичской иконе Божией Матери, а потом сразу на пары в 9.00.

В день – 4 пары до 15.00 с учетом перерывов. После них – обед и послушания. Каждый семинарист имеет какие-то задания, которые должен выполнять. У Вани – это проведение экскурсий. Кто-то работает на кухне, кто-то – на вахте, кто-то печет просфоры, кто-то делает свечи. Обязанности у каждого свои.

С 18.00 до 20.00 ребята заняты самоподготовкой в учебных аудиториях. В 20.00 – совместный ужин и вечерние молитвы. До 23.00 у парней свободное время – единственное за сутки. Проводят его по-разному. Одни занимаются спортом, другие гуляют по территории, третьи читают или смотрят фильм. А вот ровно в 11 ночи – отбой. За этим следит инспекторская служба, которая сопровождает ребят практически везде. Ее задача – поддерживать дисциплину и порядок. За нарушение режима могут и отчислить. Помимо всего этого, семинаристы имеют послушание ходить на литургии – обычно два раза в неделю. Там ребята поют, читают Писание, и в целом получают опыт богослужебной практики. Расписание здесь всегда одинаковое и не меняется.

Для изучения семинаристам предлагают интересные предметы. Для меня – и вовсе необычные. Помимо привычных русского, белорусского, английского и немецкого языков, здесь изучают древнегреческий, латинский, древнееврейский, церковнославянский. Подробно останавливаются на Священном Писании, богословии – догматическом, основном, нравственном, – аскетике, патрологии, сектоведении и многом другом. В программе очень много церковной истории. Например, под историю Брестской церковной унии отведен отдельный предмет. Есть в расписании и психология, и философия, и риторика.

В течение учебного года предусмотрены каникулы. Самые длительные – летом: месяц работаешь в семинарии и месяц проводишь дома. Перед отъездом с ребятами беседуют наставники – о поведении вне стен учебного заведения.

«Все мне можно, но не все полезно. И все не должно обладать мною, – семинаристы это знают и так. У каждого есть своя совесть. Пусть мы далеко от инспекторов, но Господь же все видит. Это в первую очередь наша духовная жизнь. И мы сами будем отвечать за свои поступки, а не дежурные помощники», – уверяет Ваня.

Выбор

Помимо богословского, Ваня хочет получить и светское образование – в БГУФК, о котором думал раньше. Ведь Господь так устроил, что и в семинарии Ваня был замечен как отличный волейболист и приглашен в сборную команду Слонимского района! Решение парня уже имеет благословление священноначалия. Какое место в будущей жизни Вани займет спорт – пока вопрос спорный. А вот то, что неизменно – Церковь всегда будет в авангарде ценностей.

«Я на своем месте. И не жалею о выборе. Пройду путь до конца. А вот гражданскую профессию хочу получить, чтобы увеличить багаж жизненного опыта – чувствую необходимость в этом. Единственное, насчет чего сложно делать прогнозы – это священническое служение. Чтобы принять его, нужно жениться. А у меня спутницы еще нет. Да и цели оперативно жениться, чтобы рукоположиться, как можно скорее, тоже нет. К этому делу подойду крайне ответственно – священник женится только один раз. Поэтому права на ошибку у него нет».

По словам парня, будущая супруга должна быть, как минимум, воцерковленной и обязательно готовой к его служению. На одной волне, проще говоря. Чтобы не пришлось перестраивать ее под себя, уважая ее свободную волю. Чтобы жизнь во Христе обоим доставляла только радость.

Впереди, конечно, еще много дней и выборов, которые придется сделать на пути к счастью и душевному спокойствию. Знаете, когда ничего не хочется менять, потому что ты на своем месте и среди людей, которые тебе максимально близки. Думаю, у Вани, как и у десятков других семинаристов, все устроится так, как нужно их сердцам. Ведь ведет их по верной дороге Сам Господь.

Елена ЮШКЕВИЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться