Во время пандемии короновируса вопрос цифровизации образования приобрёл особую актуальность. Насколько необходима цифровизация в работе учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи, обсуждали на заседании районного методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования.
Микульская А.А., учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 9 г.Слонима» отмечала, что цифровизация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение цифровых технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Так как процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть более индивидуализированный, то решить эту задачу можно с помощью цифровых технологий. Наиболее удачными по мнению учителя-дефектолога являются следующие цифровые ресурсы: mersibo.ru, на котором помимо тестов и тренажеров для обучающихся можно участвовать в вебинарах, проводятся углубленные мастер-классы для логопедов; logozavr.ru, teremoc.ru – компьютерные игры для развития речи и высших психических функций. На сайте interneturok.ru можно подобрать видеоуроки по изучаемым темам. Эффект применения цифровизации на коррекционном занятии напрямую зависит от профессиональной компетенции учителя-дефектолога.
Учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 5 г.Слонима» Кодик М.М. отметила, что у современного учащегося существенно изменился характер любимой практической деятельности, игры, изменились любимые герои и увлечения. Учитывая правила современной жизни, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Цифровизация привносит большой простор для проявления творчества педагогов, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми. Кодик М.М. поделилась с коллегами видеофрагментами использования на занятиях программных комплексов «Баба яга учится читать», «Готовимся к школе», «Начальная школа Кирилла и Мефодия», опытом использования ресурсов всемирной паутины. По мнению учителя-дефектолога, наиболее востребованными в педагогической практике являются «Логопед онлайн» (defectologsh4.blogspot.com), «В гостях у речи» (
logodou.blogspot.com), «Логорина» (logorina.ru), «Логопункт29», «Школьный логопед», «Буварь онлайн». Для обмена опытом учителей-дефектологов педагог предложила создать банк информационных и цифровых технологий на базе профессионального интернет-сообщества «Чистая речь» (chistayiarech.blogspot.com).
Практический блок заседания был посвящен просмотру открытого коррекционного занятия по теме «Дифференциация в — ф» (учитель-дефектолог ГУО «Гимназия № 1 г.Слонима» Молчанова О.О.). На коррекционном занятии был выбран оптимальный объем материала для достижения поставленной учебной цели, использованы цифровые технологии, стратегия активной оценки, нейропсихологические приёмы коррекции нарушений развития учащихся.
Многолетний опыт работы учителем-дефектологом пункта коррекционно-педагогической помощи показал, что для исправления звукопроизношения необходима высокая заинтересованность учащегося, многократное повторение заданий не только в школе, но и дома. Эти условия обеспечивают мобильные и интернет-технологии. Учителем-дефектологом ГУО «Средняя школа № 8 г.Слонима» Мистерович Т.О., был проведён компьютерный практикум по теме «Использование информацонно-коммуникативных технологий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения». Опыт работы, представленный учителем-дефектологом, позволил коллегам расширить и углубить профессиональные знания, необходимые при организации коррекционной работы в ПКПП.
Руководитель РМО Смурага М.А. рассказала о возможностях сервисов: Wizer.me, Edmodo, wordcloud.pro, Word art, Google формы и рекомендовала к использованию в собственной педагогической практике. Так как современный родитель большую часть времени проводит с гаджетом, чтобы установить диалог с родителями, активно вовлекать законных представителей учащихся в работу по коррекции нарушений, необходимо использовать персональные блоги, социальные мессенждеры. Использование информационных и цифровых технологий, переход к дистанционному обучению не способствуют формированию социализации учащихся, поэтому применение их не должно превышать рекомендуемых санитарных норм. Разработанные ресурсы должны учитывать особые образовательные потребности младших школьников с нарушением речи, как минимум, они должны быть предельно простыми, интуитивно понятными.
Руководитель РМО Смурага М.А.