«Действенный, продуманный, сбалансированный нормативный акт». Валентин Семеняко о принятом законопроекте по вопросам деятельности Президента

Данный закон «впитал» в себя нормы, которые отражены в других законопроектах.

Депутаты на заседании десятой сессии Палаты представителей седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».

О том, какие нормы отражены в законопроекте и в чем заключается его актуальность, корреспонденту «ГП» рассказал председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валентин Семеняко.

По словам Валентина Семеняко, с принятием этого законопроекта практически завершается работа по имплементации норм обновленной Конституции в действующее законодательство. В общей сложности были приняты два новых закона, 85 нормативных актов были изменены в соответствии с требованиями обновленного Основного закона. Законопроект по вопросам деятельности Президента завершает эту работу. И это, по словам Валентина Семеняко, правильно, так как данный закон «впитал» в себя нормы, которые отражены в других законопроектах.

– Законопроект разработан с целью приведения норм Закона Республики Беларусь о Президенте в соответствии с изменениями и дополнениями в Конституции, принятыми на Референдуме в феврале 2022 года. Проект содержит в себе направления положений, которые закрепляют конституционные требования к кандидату на пост Президента, уточняют правовой статус Главы государства. Также проведена оптимизация полномочий в связи с их перераспределением в соответствии с требованием Конституции. Например, по вопросам охраны государственного суверенитета, национальной безопасности, территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения функционирования высших судебных органов, Центральной избирательной комиссии, обращений в Конституционный суд Республики Беларусь. Все эти нормы ранее были отражены в соответствующих законодательных актах, поэтому обеспечивается согласование действующего Закона о Президенте с нормами Избирательного кодекса, Кодекса о судоустройстве и статусе судов, Законов о статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, о Национальном собрании Республики Беларусь, о Всебелорусском народном собрании, о государственной службе, – сказал Валентин Семеняко. – Таким образом, этот закон подводит черту под изменениями законодательства в соответствии с Референдумом. Символично, что он завершает эту работу, потому что и принятие его стало возможным после того, как были приняты все предыдущие законопроекты.

Если говорить о содержательной части, то она, по словам парламентария, отличается тем, что Преамбула дополнена статьями, регулирующими правовой статус и гарантии Президенту, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности либо досрочно в случае отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять обязанности Президента. Эти нормы, которые содержат регулирование правового статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, приобретают особую актуальность в связи с тем, что в действующей Конституции закреплено требование о пребывании одного и того же лица не более двух каденций в данной должности. Такие нормы внедрены в законодательство для того, чтобы было понятно и избирателям, и лицам, которые баллотируются на должность Президента, каков последующий статус в связи с завершением каденций.

– Также в соответствии с требованиями Конституции отрегулированы взаимоотношения Главы государства с другими государственными институтами. Это тоже очень важно, потому что Конституция вносит целый ряд новаций, которые требуют соответствующего законодательного регулирования, — говорит Валентин Семеняко. – В новом законопроекте отражено, что Президентом может быть только гражданин Беларуси не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Беларуси в течение 20 лет непосредственно до момента выдвижения кандидатуры на пост Президента.

Эти требования, опять же, характеризуют те подходы, которые предлагали граждане в ходе обсуждения проекта новой Конституции.

В законопроекте отражены и другие нормы. Например, то, что Президент не может быть депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членом Совета Республики, а также занимать другие должности. Из нового – положение о том, что Президент является делегатом ВНС, поскольку оно уже стало конституционным органом.

Прописаны моменты, касающиеся смещения с должности Президента в случае систематического и грубого нарушения Конституции Республики Беларусь, а также совершения государственной измены либо иного тяжкого преступления.

– Должен отметить, что разработка данного законопроекта проводилась комиссией по законодательству, учитывались мнения всех заинтересованных государственных органов, научной общественности, а также международный опыт, который уже существует как в рамках СНГ, так и Дальнего зарубежья. В результате, на мой взгляд, получился достаточно действенный, продуманный, сбалансированный нормативный акт, который позволит нам в будущем обеспечить руководство страной в соответствии с обновленной Конституцией, – подчеркнул Валентин Семеняко.

Поделиться