Это сейчас Ярутичи – стали маленькой деревней, в которой живет всего несколько десятков жителей, а 500 лет назад – это был своеобразный культурный, общественный и религиозный центр южной Слонимщины. Лингвисты считают, что название деревни Ярутичи Новодевятковичского сельсовета происходит от слова “яр” (крутой, не затапливаемый склон), а историки, в свою очередь, выдвигают предположение, что на месте этого населенного пункта в древности находилось языческое святилище в честь бога Солнца – Ярилы. В письменных источниках XVI века “село Ярутичи” – это собственность великого князя литовского, центр одноименного войтовства.

БОЯРСКОЕ СЕЛО

В конце XVI века основная масса жителей села Ярутичи именовалась “земянами, боя­рами, шляхтой”. Бояре – пред­ставители дворянского сосло­вия Речи Посполитой, изна­чально были исключительно воинским сословием, обла­дали земельной собственно­стью, освобождались от всех повинностей, кроме денеж­ного налога – “чинша”. Сре­ди “Ярутицких земян” в “Ак­тах о копных судах” упомина­ются Панас Зинович, Кузьма Гнедкович, Бакул Пилипович, Андрей Давыдович и другие. Бояре за свой счет должны были иметь полную военную экипировку, содержать боево­го коня, чтобы в случае вой­ны встать на защиту Родины.

КРАЖА УЛЬЕВ У ВОЙТА

Записи древних “Актов” го­ворят о том, что жители Яру­тичей активно занимались бортничеством. В окрестно­стях села проживало много “полазников” – людей, умею­щих “выбирать мед” и “пасти пчел”. Мед в то время ценил­ся “на вес золота”, поэтому “копные суды” (народные су­ды общественности) нередко занимались урегулировани­ем “спорных вопросов” между местными бортниками.

Так, 6 мая 1560 г. завер­шилось расследование кражи трех пчелиных ульев у “под­данного господарского, войта Ярутицкого” Данька Бордзило­вича. Нужно отметить, что пе­ред этим два раза собирались “копы”, на которых были под­данные и “полазники всих па­нов Мелешков Девятковские, але винного есмо не нашли”.

На третьей “копе все под­даные господарьские войтов­ства Ярутицкого и инших лю­дей немало, подданные пана Василия, пана Авраама Ме­лешков и пана Суходольского становилися”… И тут выясни­лось, что “полазник пани Ме­лешковое Сенчило Кгинкго­вич”, который был избран за всех подданых панов Мелеш­ко присягнуть, “ку присязе не стал”, чем вызвал недовольст­во и подозрение у соотечест­венников. Согласно “копному обычаю”, за невыход на при­сягу, суд возложил на Сенчи­лу вину за кражу и “всказал за одны бчолы платить 30 гро­шей, а за двух приживаные по 15 грошей”.

ПОИСКИ КОНОКРАДА

В июне 1560 г. у жителя Ярутичей Андроса Давыдо­вича были украдены две ло­шади. Собирались две “копы”, но расследование не дало ре­зультата. На третью “завитую копу” Андрос позвал “Перево­лоцких людей” и жителей дру­гих отдаленных деревень. К назначенному часу все выш­ли, и только Тимофей Усович, “слышачи о той копе, сам втек проч, а быдло свое все у вой­та Переволоцкого Ждана зос­тавил”. Войт Ждан рассказал, что перед уходом Тимофей “четверо быдла у него само­го пограбил”.

Расследуя это дело, Сло­нимский староста Григорий Во­лович приказал Переволоцко­му войту найти беглеца за че­тыре недели, а если не найдет, то “мает тую шкоду всю сам платить, которое меновано, ижъ за свирепу (кобылу) – 80 грошей, а за коня – 80 грошей”.

ДЕЛО О ПОДЖОГЕ ГУМНА

В 1576 г. король польский и великий князь литовский Стефан Баторий (1533-1586 гг.) подарил Ярутичи в пожиз­ненное владение одному из своих “полевых командиров” – шляхтичу Войтеху Хибиц­кому. В то время, когда пан Войтех “правил Ярутичами”, а именно, в ночь с 1 на 2 но­ября 1577 г., неизвестные по­дожгли в Девятковичах гумно подданого пана Аврама Ме­лешко – Радюка Панасовича.

В расследовании поджога вместе с возным (судебным приставом) Павлом Микола­евичем, участвовал и подда­ный пана Войтеха Хибицко­го, житель Ярутичей Степан Радевич.

25 ноября 1577 г. в слоним­ский замок к подстаросте сло­нимскому Офанасу Гаврило­вичу пришли участники рас­следования, – “розных панов люди, сами от себе и от всих поспол, на копе с ними буду­чих”. Возный Павел расска­зал, что в гумне “з тыну роб­леном” у Радюка “згорело жи­та коп 20, молоченого жита бочек 15, пшеницы полторы бочки, ечменю 30 коп, овса 15 коп, гречихи 12 коп, сена во­зов 20…”. Кроме этого, сгоре­ла лошадь и жеребенок Павла Войткевича – подданого Ива­на Мелешко. Общий ущерб составил 15 коп и 59 грошей.

На третьей “копе” Ярутич­ские бояре высказали свои по­дозрения, “некоторые непади и помовки в посварах”, на под­данного пана Федора Олехно­вича Мелешко Девятковского – Андрея Чортка.

Пострадавший Радюк зая­вил: “Я запаленья гумна сво­его и тое шкоды собе ни от ко­го не маю, только от того Ан­дрея Чортка, на которого дей смелее и присегнути хочу”. В то время, для того, чтобы при­сягнуть в церкви перед Бо­гом и людьми, должны были быть серьезные основания, и последствия такого поступка могли быть самыми драма­тичными.

Когда пришел день, назна­ченный для присяги, Радюк Панасович “присягать при церкви в Девятковичах был го­тов и хотел присягать, но Анд­рей Черток, не ведучи его до присяги, за шкоды все вкла­ды возместил”, то есть подо­зреваемый возместил часть убытков, а за собой “оставил право вольное самому винно­го искать”. Чем закончилось это дело не известно, но Ра­дюк в суде сказал, что с таким возмещением убытков он не согласен: “Еднанья мне до­сыть не стало”.

ДЕРЖАВА КОНДРАТА МЕЛЕШКО

У пана Войтеха Хибиц­кого кроме Ярутичей было еще несколько имений и до­мов, в том числе в Гродно и в Вилькомире (теперь Лит­ва). В “Актах Вилькомирско­го суда” есть несколько запи­сей по “Делу Богдана Копця с Войцехом Хибицким” (1596 г.), в которых рассказывает­ся, как шляхтич вел много­летние тяжбы со своими со­седями по поводу спорных сенокосов и пастбищ. В 1610 г., подорвав нервы и здоро­вье в “судебных баталиях”, пан Войтех ушел в мир иной. После его смерти “Ярутяне и Сосновляне” вошли в “дер­жаву” Гродненского земско­го судьи Кондрата Мелешко из многочисленного “клана” известных Девятковичских магнатов.

В 1614 г. пан Кондрат отдал Ярутичи в аренду шляхтичу Матею Дуброве, который вла­дел ими до 1619 года.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

Обращаем внимание чи­тателей, что в деле о поджо­ге гумна в Девятковичах, да­тируемом в “Актах о копных судах” 25 ноября 1577 г., есть упоминание о церкви в Девят­ковичах. Похоже, что это пер­вое упоминание о храме, уже существовавшем в то время в Старых Девятковичах. До это­го считалось, что храм здесь существовал с 1675 г.

Возвращаясь к Ярутичам, отметим, что есть косвенные указания на то, что в XVI ве­ке здесь тоже был свой храм, однако сведения о нем пока не найдены.

Много интересных матери­алов о церкви Рождества Бо­городицы в Ярутичах содер­жится в исследовательской работе священника Леони­да Барбажинского. Приведем несколько цитат: “В 1882 г. из бутового камня собственными усилиями и средствами, кре­стьяне д. Ярутичи на местном кладбище соорудили церковь, приписную к Мизгеровской церкви. 30 августа в 1882 г. Коссовским благочинным про­тоиереем Иульяном Михалов­ским в сослужении еще неко­торых священников храм был освящен в честь Рождества Божьей Матери”.

Отец Леонид пишет о том, что церковь на кладбище “бы­ла построена на месте усы­пальницы” и в довоенные го­ды находилась в приличном состоянии.

В учетной карточке в 1960 г. была сделана запись: “Фунда­мент и стены церкви бутовые на известковом растворе. На­крыта церковь оцинкованным железом. Перекрытия доща­тые, окрашенные масленою краскою. Полы так же доща­тые, но окрашены только в ал­таре. При техническом осмо­тре не было найдено ни одно­го дефекта, – это свидетель­ство ее хорошего состояния…

Церковь до этого време­ни ни разу не закрывалась, но богослужения совершают­ся 5 раз в году, на которые в приличном количестве соби­раются прихожане не только этой деревни, но и близле­жащих деревень. Чин отпе­вания при погребении всегда совершается в церкви. Огра­да сохранилась с фронтовой стороны церкви. Антиминса в церкви не имеется. Колокол только имеется один малень­кий медный, в который звонят перед каждым богослужени­ем. Последний ремонт был в 1937 г. Кроме технического па­спорта на здание церкви, вся документация содержится в полном порядке и хранится в приходской Мизгировской церкви”.

Партийные чиновники тех лет в своем отчете за 26 де­кабря 1960 г. отмечали, что, “учитывая, что службы в Яру­тичском храме не проводят­ся и верующие обращаются в приходскую Мизгеровскую церковь, он снят с учета дей­ствующих молитвенных зда­ний”. Здание церкви было пе­редано Слонимскому райи­сполкому для использования под общественные нужды. Бо­гослужения в храме возобно­вились с 1992 года.

Поделиться