Белорусы все чаще подают обращения в госорганы в электронном формате. Это действительно менее трудозатратно, нежели подготовить письменное обращение или сходить на прием лично. Сейчас в стране действует единая (интегрированная) республиканская информационная система – единая точка подачи обращений. По сути, это отдельный портал. О том, как это работает, мы попросили рассказать заведующего сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома Татьяну Николаевну Петько.

– В организациях с начала 2023 года действует государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Что это такое?
– До 2023 года граждане подавали электронные обращения на адрес электронной почты организации. Со 2 января 2023 года вступил в действие с дополнениями и изменениями Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (ред. от 28.06.2022), который устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений). Перед подачей электронного обращения заявителю необходимо зарегистрироваться в системе, ему будет присвоен логин и пароль, сформированный в процессе регистрации в системе учета и обработки обращений.

– Это относится только к электронным обращениям?
– Да, заявители через систему могут подавать электронные обращения и получать ответы на них, просматривать перечень поданных обращений и статус их рассмотрения, а также отзывать их.

– Каким образом гражданин может получить ответ?
– Организации должны направлять заявителям ответы на электронные обращения. При заполнении формы обращения в системе учета и обработки обращений гражданин выбирает каким образом он хотел бы получить ответ: по почте или в электронном виде. Организация направляет ответ в соответствии с его выбором.

– Если в процессе заполнения форм в системе учета и обработки обращений у гражданина возникли трудности, куда обращаться?
– Заявителю необходимо направить оператору системы учета и обработки обращений информационное сообщение или запрос на консультацию по вопросам функционирования системы учета и обработки обращений.

– Какую информацию необходимо внести в систему учета и обработки обращений, чтобы зарегистрироваться?
– Заявители регистрируются в системе учета и обработки обращений путем внесения в форму регистрации на интернет-сайте следующих сведений о себе: для физического лица – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес места жительства (места пребывания), абонентский номер сотовой подвижной электросвязи, адрес электронной почты; для юридического лица – учетный номер плательщика, наименование, адрес места нахождения организации, а также фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес электронной почты и абонентский номер сотовой подвижной электросвязи руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.

– Какой порядок рассмотрения электронных обращений?
– Порядок рассмотрения электронных обращений не изменился. Обращение должно быть изложено на белорусском или русском языках. Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

– Вы упомянули выше, что гражданин имеет право отозвать электронное обращение.
– Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего электронного заявления. В случае отзыва заявителем своего обращения прекращается рассмотрение такого обращения по существу без уведомления об этом заявителя.

– Предусмотрена ли какая-либо оплата за регистрацию и пользование системой учета и обработки обращений?
– Для заявителей доступ к системе, а также использование информационных ресурсов бесплатный.

– Как изменилось количество электронных обращений в сравнении с прошлым годом в Слонимском райисполкоме?
– Количество электронных обращений за 10 месяцев 2023 года составило 60% от количества таких обращений, поступивших в 2022 году.
Евгения СИДОР

Поделиться