В Беларуси вступили в силу основные нормы Декрета № 7 “О развитии пред­принимательства”. В части, относящей­ся к компетенции Минприроды, были при­няты некоторые изменения. Подробнее о них расскажет начальник Слонимской го­родской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды И.М. Ширковец.

– Иван Михайлович, какие общие тре­бования утверждены Декретом № 7, ко­торый вступил в силу 26 февраля 2018 года?

– Декретом утверждены общие требо­вания пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требова­ния в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных по­мещений и другие.

– Какие изменения внесены в приро­доохранные требования?

– Изменения были внесены в ряд требо­ваний в области обращения с отходами про­изводства, в области воздействий на атмос­ферный воздух, водопользования, локаль­ного мониторинга и иные. Эти требования максимально систематизированы и сокра­щены. Они будут являться обязательны­ми для соблюдения всеми субъектами при осуществлении экономической деятель­ности. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со сторо­ны государства.

– Подробнее остановитесь на изме­нениях природоохранных требований в области обращений с отходами про­изводства.

– В области обращения с отходами про­изводства индивидуальные предпринима­тели и микроорганизации (макрооргани­зации, зарегистрированные в Республике Беларусь, – коммерческие организации со средней численностью работников за ка­лендарный год до 15 человек включитель­но) освобождаются от обязанности назна­чать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с этими отхо­дами; разрабатывать либо утверждать ин­струкции по обращению с отходами произ­водства и нормативы образования таких от­ходов, вести учет и проводить их инвентари­зацию. Все субъекты хозяйствования вправе осуществлять перевозку отходов (за исклю­чением опасных отходов и грузов, которые перевозятся в соответствии с требования­ми международных договоров) без сопро­водительного паспорта перевозки отходов производства.

– Как изменились природоохранные требования в области воздействия на ат­мосферный воздух?

– В области воздействий на атмосфер­ный воздух все субъекты хозяйствования, осуществляющие экономическую деятель­ность, включенную в Перечень, освобожда­ются от обязанности разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязня­ющих веществ в атмосферный воздух, если согласно акту инвентаризации суммарные валовые выбросы составляют три тонны и менее в год или валовые выбросы загряз­няющих веществ 1-го класса опасности со­ставляют десять килограммов и менее в год. Получать разрешение на выбросы загрязня­ющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение в таком случае также не требуется.

– Хочется узнать также об изменени­ях в области водопользования и локаль­ного мониторинга.

– Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие эко­номическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности разрабатывать индивидуальные техноло­гические нормативы водопользования, если они осуществляют водопользование (водо­потребление и водоотведение) только по­средством систем водоснабжения и кана­лизации населенных пунктов.

Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие эко­номическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности проводить локальный мониторинг окружа­ющей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Следует обратить внимание на то, что обязанность проведения локального мони­торинга окружающей среды для иных субъ­ектов хозяйствования не отменяется.

– Какие меры могут быть применены к руководителю юридического лица, кото­рый не выполнит необходимые требова­ния данного законодательства?

– В случае непринятия руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности это­го юридического лица в соответствии с уста­новленными законодательством требовани­ями, повлекшее причинение вреда государ­ственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, пра­вам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного админи­стративного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 200 базовых величин.

– На что следует обращать особое внимание субъектам хозяйствования?

– С 26 февраля 2018 г. расширены пра­ва субъектов хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в части сноса неиспользуемых объектов. Решение о сносе неиспользуемых объек­тов принимают местные исполнительные и распорядительные органы базового терри­ториального уровня, в котором определя­ется необходимость разработки проектной документации.

Субъекты хозяйствования, планирую­щие снос неиспользуемых объектов, со­гласовывают с местными исполнительны­ми и распорядительными органами базово­го территориального уровня (т.е. городскими и районными исполкомами) порядок, спо­соб сноса неиспользуемого объекта, поря­док обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемо­го объекта, включая возможность их пере­дачи населению, крестьянским хозяйствам и иным организациям, а также использова­ния для рекультивации карьеров, выполне­ния работ по вертикальной планировке на­рушенных земель, в том числе в месте про­изводства работ по сносу неиспользуемого объекта, для подсыпки оснований дорог, в качестве изоляционных слоев на объектах захоронения отходов. Также согласовыва­ется порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хо­зяйственный оборот.

Следует иметь в виду, что в случае, ког­да требования иных нормативных правовых актов противоречат нормам Декрета № 7, то применяются нормы Декрета № 7.

– Расскажите, пожалуйста, каким образом в настоящее время осуществ­ляется выдача разрешений на хранение и захоронение отходов производства ин­дивидуальным предпринимателям и ми­кроорганизациям?

– С 26 февраля 2018 года индивидуаль­ные предприниматели и микроорганизации для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, внесе­ния изменений и (или) дополнений в такие разрешения, выдачи их дубликатов предо­ставляют в территориальные органы Мин­природы заявки на хранение и (или) захо­ронение отходов производства по установ­ленным формам и расчет годового количе­ства образования отходов производства на основании нормативов образования отхо­дов производства, а также акта инвентари­зации отходов производства, оформленно­го по установленной Минприроды форме и копии инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуально­го предпринимателя).

Формы заявок утверждены постановле­нием Минприроды от 22 октября 2010 года №44 “О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Респу­блики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104”.

Показатели нормативов образования от­ходов производства установлены в Прило­жении Ж экологических норм и правил (Эко­НиП 17.01.06-001-2017 “Охрана окружаю­щей среды и природопользование. Требо­вания экологической безопасности”).

Рекомендуемые дифференцированные нормативы образования коммунальных от­ходов на расчетную единицу указаны в При­ложении 2 к Правилам определения норма­тивов образования коммунальных отходов, утвержденным постановлением Министер­ства жилищно-коммунального хозяйства Министерства природных ресурсов и ох­раны окружающей среды 27 июня 2003 го­да № 18/27.

Алина ЧЕРНЫШ

Поделиться