Не секрет, что зимой количество дорожно-транспортных происшествий возрастает. Большинство из них происходит по вине участников дорожного движения. Порой, в хитросплетениях столкновений на дороге, чтобы узнать, кто прав, кто виноват, приходится разбираться опытным экспертам-криминалистам. Показательным стал недавний случай в одном из  районов Гродненской области. Водитель автомобиля, совершая обгон, столкнулся со встречной машиной. Было проведено несколько видов экспертиз и слонимские специалисты выяснили, что у одного из автомобилей не работали габаритные огни. Проверялась версия: явилась ли эта неисправность причиной ДТП в темное время суток.

Мы попросили старшего эксперта Слонимского межрайонного отдела судебных экспертиз майора юстиции Александра Николаевича Халецкого дать несколько советов нашим читателям о том, как не попасть в ДТП зимой.

 – Александр Николаевич, в чем главные отличия зимней манеры вождения от летней?

– С наступлением холодов дорожные условия меняются – снежная слякоть и гололед вносят свои коррективы в качество сцепления колес с дорожным покрытием. Следовательно, в данный период времени необходимо увеличить дистанцию, ездить более аккуратно, снижать скорость движения, исключить ненужные перестроения, плавно переключать передачи и еще более плавно и заблаговременно тормозить. Перестроиться на зимний стиль вождения получается не сразу, поэтому многие допускают ошибки в управлении транспортным средством.

 – Двигаясь по зимней дороге, что водителям стоит учитывать в первую очередь?

– Первый и, пожалуй, самый важный пункт, о котором обязан помнить каждый водитель, – автомобиль должен быть подготовлен к зимней эксплуатации. Что касается советов, то, двигаясь по зимним дорогам, необходимо помнить следующее:  сухой и чистый на вид асфальт может резко смениться на обледенелый или просто скользкий; особенно опасны места, где образуется наледь – это перекрестки, мосты, подъемы. Отдельное внимание водителям следует обратить на состояние проезжей части перед пешеходными переходами, светофорами, в местах остановок общественного транспорта. Эти участки «раскатаны» обычно гораздо больше, чем остальная дорога; дорогу даже с небольшим радиусом необходимо проезжать на сниженной передаче и постоянных оборотах двигателя; обгон и опережение при гололеде очень нежелательные маневры. Но, если это необходимо, то приступать к маневру следует, когда убедитесь в отсутствии помех и в том, что дорога впереди свободна; правильно выбирайте скорость своего движения и дистанцию между транспортными средствами. Скорость при движении на заснеженных и обледенелых покрытиях рекомендуется уменьшить в два раза, а дистанцию в два раза увеличить.

 – Какие советы Вы дадите новичкам, для которых нынешняя зима стала первой в самостоятельном опыте вождения. Им лучше отдать предпочтение общественному транспорту или все же набираться опыта?

– Пересаживаться на общественный транспорт – не выход. Все равно рано или поздно водителю придется набираться практического опыта как в летний период, так и в зимний. Рекомендую новичку с выпадением снега выбрать площадку и на ней попробовать управлять автомобилем.

 – Одна из самых распространенных проблем для автомобилистов зимой – заносы на скользких дорогах. Как с ними справиться?

– Если автомобиль пошел в занос, действуйте таким образом: если двигаетесь на автомобиле с передним приводом, то не тормозите, одновременно с поворотом руля в сторону заноса плавно добавляйте газ. Как только автомобиль снова стал управляемым, обороты двигателя можно сбросить; если речь идет о заднеприводном автомобиле, то не тормозите, сбрасывайте газ и поворачивайте руль в сторону заноса задней оси. После того, как автомобиль практически развернулся в нужную сторону, выверните руль в положение прямо, при необходимости корректируя траекторию движения. Стоит помнить, что при движении автомобиля могут возникать непредвиденные моменты. Поэтому вместо того, чтобы впоследствии не устранять снос или занос автомобиля, есть смысл позаботиться о том, чтобы их не допускать. Чем плавнее, вы будете вести свой автомобиль, тем спокойнее будет ваша поездка. Будьте внимательны за рулем.

 – Какие автомобили более склонны к заносу?

– Автомобиль на любом типе привода будет ехать по зимней дороге уверенно и ровно, пока водитель не станет выполнять какой-либо маневр. Любой маневр сопровождается перераспределением веса автомобиля, что приводит к изменению силы сцепления с дорожным покрытием. Это повышает вероятность срыва колес в скольжение, и чем выше скорость, тем больше вероятность возникновения заноса.

 – Зимой часто можно увидеть водителей, которые после морозов и снегопадов расчистили лишь фрагмент лобового стекла и спокойно двинулись в путь. Вы, как специалист, что скажете по этому поводу?

– Ни в коем случае нельзя такого допускать. Из-за не оттаявших или безобразно замерзших стекол, когда нет стопроцентного обзора, большая вероятность стать участником дорожно-транспортного происшествия. Хочу заметить, что боковые стекла нуждаются в очистке не меньше, чем лобовое и заднее. Также хочу обратить внимание еще на один важный момент.  Некоторые автовладельцы не убирают с крыши своей машины сугроб, который намело во время снегопада, чистят только лобовое и боковые стекла, капот. Это несет серьезную угрозу безопасности на дороге. Резкое торможение или проезд лежачего полицейского – и сугроб может съехать на лобовое стекло, перекрыв видимость. Не менее опасна ситуация, когда снежная шапка слетает с крыши под воздействием набегающего потока воздуха на большой скорости. Она может полететь в попутную машину или на полосу встречного движения. Последствия могут быть очень печальными.

 – Выехать из колеи на зимней дороге гораздо сложнее, чем в нее попасть. Какие советы дадите по этому поводу?

– Замерзание раскатанной каши из реагентов, снега и льда приводит к образованию колеи. Ледяные выступы на дороге вносят серьезные изменения в стиль вождения, что нужно учитывать как при неспешном движении во дворах, так и при езде на трассе. Главная опасность проявляется при проезде колеи под углом. В таких условиях на колеса оказывается различное сопротивление, что оборачивается мощным вращательным импульсом. Если скорость движения в такой момент была довольно высокой, автомобиль сразу же уйдет в занос, стремясь развернуться вокруг своей оси. Среагировать на резкое изменение поведения автомобиля в таком случае трудно даже опытным водителям. При движении на больших скоростях на трассе адекватно среагировать и восстановить контроль над авто крайне сложно.

При движении в колее автомобиль может рыскать из стороны в сторону. Не пытайтесь выровнять автомобиль резкими поворотами рулевого колеса. Плавно снизьте скорость до полной стабилизации автомобиля. Исключите перестроение на большой скорости, старайтесь минимизировать ситуации, при которых колею необходимо проезжать под углом. Двигайтесь по дороге максимально прямолинейно, а при необходимости перестроения снижайте скорость. По возможности пропускайте один из желобов колеи посередине автомобиля, двигаясь тем самым поверху колеи.

Для выезда из колеи применяется  техника раскачивания:  снизить скорость до 10-15 км/ч. На большой скорости осуществить маневр правильно намного сложнее, к тому же возрастает риск раскрестить автомобиль поперек дороги (положение, когда колеса находятся в желобах колеи по диагонали);  направьте руль в сторону противоположную месту выезда из колеи, одновременно немного нажав на газ;  как только автомобиль немного заскочит на стенку желоба, отпустите газ и быстрым движением направьте автомобиль в сторону выезда;  полученный импульс позволит передней части автомобиля выехать из колеи, после чего вам остается выровнять автомобиль. В момент выезда из колеи не стоить перебарщивать с газом, так как из-за проскальзывания колеса потеряют сцепление с дорожным покрытием и снова попадут (возвратятся) обратно в колею.

 – Не опасно ли ездить, если передние шины новые, а задние старые?

– Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были с одинаковым рисунком протектора, так как в данном случае коэффициент сцепления с дорожным покрытием на всех четырех колесах будет одинаковый и возникновение заноса автомобиля будет минимальным.

Марина ПРОКОФЬЕВА

Поделиться