Экзамен – это испытание не только для ребенка, но также для родителей. Бывает, что родители волнуются еще больше и сами провоцируют нервозность у своих детей по поводу предстоящего экзамена, тем самым все­ляют в своих детей тревогу и неуверенность в их силах. А иногда бывает так: родители, видя, что их ребенок не очень беспокоится по поводу экзаменов, думают, что он не понимает всей ответственности и начинают «дергать» его, пугать трудностями, которые его ждут на экзамене. И тогда волнуются уже все вместе. А от этого волнения никакой пользы нет.

Не стоит каждые десять минут напоминать ре­бенку, чтобы он готовился к экзамену, и пугать его ужасными последствиями плохой подготовки.Вместо этого надо помочь ему организовать такой режим дня, чтобы было время и для качественной подготовки, и для отдыха. Нужно создать рабочий уголок в доме, чтобы все лежало на своих местах.

Во время занятий родители должны следить, чтобы не было постороннего шума, чтобы ничто не отвлекало ребенка от занятий. Обязательно нуж­но чередовать умственные и физические занятия. В период экзаменов очень полезны прогулки и игры на свежем воздухе, занятия спортом. Нужно следить за питанием ребенка. Не забывайте проводить время вме­сте со своим ребенком – это может быть коллективный отдых. Важно зарядить ребенка позитивной энергией и уверенностью, показать, что вы всегда рядом, что вы его поддерживаете. Оказывайте своему ребенку психо­логическую поддержку. Чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям придется изменить привычный стиль общения. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки, взрослому необходимо сконцентрироваться на позитивной стороне его поступков.

Психофизиологическая помощь

Родители могут оказать ребенку помощь, которая заключается в создании условий для эффективной подготовки к экзаменам, поддержки здоровья, поднятия общего тонуса организма, укрепления иммунитета:

– наблюдайте за самочувствием ребенка, при первых признаках переутомления целесообразно сделать пере­рыв, сменить деятельность, отвлечься;

– в процессе разработки режима дня помните, что не стоит позволять ребенку заниматься по ночам. Закан­чивать занятия необходимо не позже 22.00, перед сном нужно оставлять около часа для отдыха и переключения внимания. Здоровый сон должен быть длительностью не меньше восьми часов;

– вместе с ребенком определите его биоритмы, «зо­лотые часы», кто он: «жаворонок» или «сова». Если «жаворонок» – основная подготовка проводится днем, если «сова» – вечером. При этом сложные темы можно изучать в периоды наиболее высокой мозговой актив­ности;

– ребенку при подготовке к экзаменам оптимально выбрать режим занятий периодами по 1,5 ч (в режиме 40 мин + 40 мин) с получасовыми перерывами. Во вре­мя занятий можно использовать приемы переключения внимания, гимнастику для глаз;

– обратите внимание на питание ребенка, оно должно быть регулярным, не менее 5 раз в день, но есть перед сном не рекомендуется. Во время интенсивного умст­венного напряжения ребенку необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс ви­таминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Необходимо больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельси­нов. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так напряжена;

– бесполезной будет попытка ребенка сосредоточить­ся на материале в комнате, в которой работает телевизор или радио. Если подросток хочет работать под музыку, то договоритесь, чтобы эта музыка была без слов и звучала в фоновом режиме;

– дома у ребенка должно быть удобное место для занятий. Правильно организованное рабочее место, достаточная освещенность, возможность уединиться, а также возможность при желании прилечь, расслабиться – необходимы для эффективной подготовки к экзаменам;

– накануне экзамена обеспечьте ребенку полноцен­ный отдых, он должен хорошо отдохнуть и как следует выспаться. И помните, как бы не сдал экзамен ваш ре­бенок, поддержите его. Покажите, что каков бы не был результат, вы не будете любить его меньше, он всегда останется вашим сыном или дочкой.

Подготовила Татьяна РАКУТЬ, педагог-психолог Новоселковского ЯСБШ

Поделиться