Дата 17 сентября, когда в 1939 году воссоединились восточная и западная части Беларуси, жила и будет жить в сердце и памяти белорусского народа. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил год назад. «Если бы не было этого воссоединения, не было бы у нас ни Дня Победы, ни Дня Независимости. Нас бы не было. Потому что не было бы той земли, на которой предки наши родились и которую своим трудом возделывали, – подчеркнул белорусский лидер. – И мы, граждане современной независимой Беларуси, знаем, что навсегда связаны самобытной судьбой разных поколений белорусов, тысячу лет живущих на этой земле». Очень символично, что именно накануне 17 сентября мы вспомним о том, что на протяжении пяти вековой истории в деревне Кокощицы (Озгиновичский сельсовет) родились многие борцы за независимость, для которых Свобода и Единство народа были величайшей целью жизни.

Название деревни КОКОЩИЦЫ происходит от древнерусского «кокошь» (кокош) – курица-наседка (или петух). От слова «кокошь» также происходит «кокошник» – старинный головной убор, символ традиционного славянского костюма. От названия деревни произошла фамилия дворян Кокошинских.

УНИКАЛЬНЫЙ МИР

Убежден, что каждая деревня Слонимщины – это уникальный мир со своим неисчерпаемым культурным, природным и туристическим потенциалом. Работая над материалом про д. Кокощицы, был вновь по-хорошему впечатлен и очарован этим прекрасным местом. Здесь есть на что посмотреть, есть чему удивиться. Например, здесь до сих пор можно увидеть осколки бомб и снарядов, застрявшие в стволах могучих сосен в Кокощинском лесу, «Парк танцующих деревьев» на месте старинной дворянской усадьбы, отчий дом всемирно известного оперного певца Аркадия Володося и т.д. Можно восхититься видом живописных окрестностей с Высокой горы – одной из наивысших точек Слонимской возвышенности (210 метров над уровнем моря). Одни приезжают сюда искать легендарный «Синий камень», дающий способность видеть будущее, другие – охотятся за боярскими кладами в урочище Курганы. К слову, турист в Кокощицы может приехать как на вело- и автотранспорте, так и по железной дороге. От полустанка Гриньки до деревни менее 4 км.

БИТВА В «ПЕННОМ БОЛОТЕ»

Впервые в письменных источниках деревня упоминается в XVI веке, однако с «вселенским злом» в образе змея Цмока в Кокощицах сражались еще в глубокой древности. Местная легенда повествует о том, что жившие в наших краях братья-волоты Кокош, Шопот и Ворон поехали однажды сторожить границы на заставу. Мать их предупредила, чтобы они не купались в реке у Пенного болота. Но братья этот запрет нарушили: разделись, оставили на берегу кольчуги, шлемы, мечи булатные и вошли в воду. Пока они купались, откуда ни возьмись, налетел на них огнедышащий змей Цмок. Пришлось Кокошу, Шопоту и Ворону голыми руками сражаться с коварным змеем. Бились они час, бились другой, а на третий – схватили Цмока за крылья и притянули к земле. Отбиваясь, чудовище когтями оставило на земле длинный и глубокий след. Наконец, братья одолели Цмока, связали и «наложили заповедь» – заключили договор: змей поклялся не нападать больше на Слонимщину, а богатыри обещали не ездить больше в змеиные края.

Историк Людмила Владимировна Дучиц считает, что битва со змеем могла произойти в урочище «Пенное болото», которое находится в пяти километрах от Кокощиц.

Федор Васильевич Покровский в книге «Археологическая карта Гродненской губернии» (1895 г.) рассказывает следующее: «При деревне Лопухово, в ур. «Пенное болото» находится состоящая из больших камней гряда, представляющая как бы разваленную стену кругом «Пенного болота», с двумя выходами. В средине самого болота находится «Груд» — возвышенное место, обнесенное кругом рвом, а на вершине имеющее насыпи с огромными камнями. Сооружение Груда предание приписывает панам Твардовским. Может быть, то же место указывает священник Михайловский, говоря о существовании в черте Переволокского прихода, в болотистой местности, какого-то длинного рва, носящего в простонародье название то «Чертовой стежки», то «Чертовой дорожки».

Отмечу, что народное предание говорит о том, что легендарные волоты Кокош, Шопот и Ворон стали основателями деревень Кокощицы, Шепетовичи и Вороничи.

РОДНАЙ ВЁСЦЫ

І зноў я тут

У роднай вёсцы,

Дзе маладосць

Мая прайшла.

Я пакланіцца

Рад бярозцы –

Надзеі роднага сяла.

Ідзе жыццё,

А я пытаю:

А дзе ж вы, дзе,

Мае сябры?..

З якімі разам

Босы з хаты

Я бегаў летам

Па грыбы.

Сяброў няма –

Сышлі са свету

У час апошняе вайны.

За вёску нашу,

За Радзіму

Тады змагаліся яны…

І толькі памяць

Захавала

Сяброў, равеснікаў

І блізкіх.

Я пакланіцца

Роднай вёсцы

Прыехаў сёння

Нізка-нізка.

Алесь СУЧОК.

ВОЗВЫШЕННОЕ
«МЕЖДУРЕЧЬЕ»

Лесистая территория к северу от д. Кокощицы является центром своеобразного «междуречья». Здесь на небольшой территории (около 10 кв. км) берут начало несколько родников и 6 рек: Береза, Луконица, Ивановка (Оковка), Гривда, Булла и Волобринка. У Кокощиц находится одна из наивысших точек Слонимской возвышенности – геоморфологического района в междуречье Зельвянки и Щары, вытянутого с севера на юг на 50 км, а с запада на восток – на 35 км.

По легенде, в самом центре Кокощицкого леса в урочище «Вымокли» находится священный «Синий камень», особенно почитаемый нашими предками.

 

ЛЕГЕНДА О «СИНЕМ КАМНЕ»

127 лет назад, упоминая о «Синем камне», археолог и этнограф Ф.В. Покровский записал, что это «камень с гладкой лицевой стороной, в которую было вбито множество железных гвоздей, в роде подковных. Теперь, впрочем, они извлечены (последние три в 1870-х годах) из камня разными любителями. Частицы, отбиваемые от этого камня, имеют у народа значение талисмана… У народа об этом камне сложилась целая легенда, по которой гвозди вбиты в камень пятой одним из трех богатырей, державших пари на то, что каждый из них выполнит работу, непосильную другим (другой богатырь должен был в одну ночь устроить на возвышенном месте озеро, третий вынюхать ? фунта табаку за один прием)».

Кстати, небольшой, сильно заросший пруд в урочище «Вымокли» существует и теперь. Возможно, это и есть то озеро на возвышенном месте из легенды, рядом с которым и следует искать «Синий камень».

СПАСЕНИЕ ИЗ КОЛОДЦА

Раньше практически все коренные жители деревни носили фамилию Добриян. Некоторые исследователи так прямо и утверждают, что эта фамилия происходит из слонимской деревни Кокощицы. Интересно, что в «Памятных книжках Гродненской губернии» и в других документах того времени фамилия Добриян имела различные варианты написания: «Добрыиоанн», «Добриоан», «Добриан» (Добрый Иван (Ян).

По легенде, фамилия эта пошла от крестьянина, который спас ребенка слонимского князя, упавшего в колодец. За спасение ребенка его и назвали Добрым Иваном. Добавлю, что у Ивана Доброго был брат Младший (Мелкий) Иван, поэтому место, где он жил назвали Мелькановичи (Мелькияновичи).

ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ

«Село Кокошки» впервые упоминается в «Актах Слонимского земского суда» 9 июля 1564 года. В этот день староста снонимский Григорий Гринькович Волович обратился в суд с жалобой на то, что озерницкие подданые Ивана Горностая «зоравши и зопсовавши стену» (уничтожив границы наделов), заняли земли войтовства Кокошского». В то время село Кокошки было центром войтовства – административного района управляемого войтом.

 

Известные земляки 

Михаил Яковлевич Добриян

(1912-1941 гг.)

ДЕТСТВО – В ТРУДЕ

Михаил Добриян родился в 1912 году в многодетной крестьянской семье в д. Кокощицы. У него было четыре брата и сестра Настя. Отец умер рано. Земли у них было мало. Старенькая хатка почти разваливалась. Старшие братья Иван, Григорий и Илья работали паробками у более зажиточных крестьян.

Михаил с детских лет пас деревенских коров, а осенью посещал школу, которая находилась в то время в д. Кокощицы. Учили детей исключительно на польском языке. Чуть позднее он с помощью матери и старших братьев учился на портного у слонимского ремесленника-еврея Абрамовича.

УЧЕБА НА ПОРТНОГО

«Миша был моим лучшим другом, – вспоминал ветеран Великой Отечественной войны Петр Наумович Добриян (поэт Алесь Сучок). – Вместе с ним мы занимались подпольной комсомольской работой в Западной Беларуси. Он был старше меня на 4 года, и я делился с ним, как со старшим товарищем, всеми секретами своей жизни. Хорошо помню, как мы утром бежали в школу деревни Мелькановичи, а Миша пешком шел в город к хозяину-еврею за 12 километров отрабатывать за учебу».

Тяжело было учиться: кроме занятий, Михаил работал на хозяина. Первый год он учился, а второй – отрабатывал еврею за учебу. Такой был договор.

Вот так и стал Михаил известным портным не только в Кокощицах, но и среди жителей окольных деревень. Шил он хорошо, люди были довольны его работой.

ЦЕНТР ПОДПОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Деревня Кокощицы занимала особое место в революционном подпольном движении. В 1925 году здесь была создана ячейка КПЗБ, которую возглавил Леонид Яковлевич Добриян. Коммунисты отдавали много сил воспитанию молодежи в революционном духе. В 1929 году они организовали первую ячейку комсомола. В состав этой ячейки вступил и Михаил Добриян.

Среди молодежи развернулась массовая культурно-просветительская работа. Был создан драматический кружок молодежи, который ставил спектакли белорусских авторов. Михаил успешно играл роль шляхтича в пьесе Я. Купалы «Павлинка». Много было поставлено и других пьес. В деревне была организована библиотека, создан уголок Товарищества белорусской школы.

Все это встревожило поветовое польское начальство и полицию. Многие комсомольцы были арестованы. Палачи в полицейском участке в Озернице избивали и пытали подпольщиков, заставляя их выдать имена своих товарищей. Кружок ТБШ закрыли, книги из библиотеки забрали в полицейский участок.

ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

18 сентября 1939 года крестьяне деревни Кокощицы с полевыми цветами и спелыми яблоками радостно встретили приход Советской власти. Жизнь пошла по-новому. Патриотический подъем был настолько велик, что все окрестные мальчишки собирались добровольцами ехать бить фашистов в Испанию, где в то время шла борьба между республиканцами и генералом Франко.

Передовая часть крестьян в 1940 г. организовала в Кокощицах первый в Слонимском районе колхоз имени Ленина. Председателем был выбран Михаил Яковлевич Добриян.

ГИБЕЛЬ ГЕРОЯ

Вскоре началась война. Колхоз распался, но председатель Михаил Добриян верил в скорую победу над врагом. Он первым среди сельчан возглавил подпольное партизанское движение. Он сделал в Кокощицком лесу землянку и схрон, где прятал оружие. Ему удалось наладить связь с окруженцами – бойцами и офицерами Красной Армии, которые организовали партизанскую группу.

Однако нашелся провокатор, который донес фашистам на Михаила и его товарищей. Рано утром 4 ноября 1941 года деревню Кокощицы окружил литовский карательный отряд под командованием немецких офицеров. Всех мужчин согнали в центр села. После пыток и издевательств, Михаила Добрияна и еще трех офицеров-окруженцев каратели расстреляли.

Так погиб Михаил Яковлевич Добриян – истинный патриот и любимец односельчан. На его могиле стоит памятник, на котором написано: «Погиб от рук немецких оккупантов».

 

Игорь ПРОКОФЬЕВ

(Продолжение следует).

Поделиться