На вопросы взрослых о будущей профессии, маленькая Маша отвечала не задумываясь: «Буду учителем!» И ведь никто не сомневался в способностях девочки, видя, с какой легкостью она покоряет сложные дисциплины. Пройдет много лет и фамилия уже Марии Алексеевны будет знакома многим педагогам. Кузьмицкая – учитель-математик и директор школы – покорит своим современным подходом к образовательному процессу и станет одной из немногих слонимчанок, получивших медаль Франциска Скорины. Но обо всем по порядку.

Родилась Мария в Деревянчицах после войны. Ее братья и сестра – а в семье воспитывалось пятеро детей – росли среди хорошей литературы и порядка. Атмосферу создавала мама – дочка белого офицера, получившая образование в церковно-приходской школе. Достойное образование родители дали и своим чадам. Кто-то стал врачом, кто-то агрономом, кто-то техником-механиком и учителем. Старшая же сестра ушла в монастырь – молитвенница была знакома с патриархом и писала прекрасные стихи.

Старшие классы Мария оканчивала в первой школе Слонима. Среди любимых предметов – химия и математика. Отец видел дочку студенткой медицинского. Но Маша отдала предпочтение царице всех наук и в 1964-ом с первого раза поступила в Гродненский пединститут на учителя математики.

Свои первые шаги в профессию Мария Алексеевна сделала в Озерницкой школе. Вспоминает, как волновалась перед уроками, ведь преподавать пришлось сразу у старшеклассников. Ох, и испытывали они молодую наставницу на прочность!

«Какой зеленой я пришла, не знала, с какой стороны и к журналу подойти. Что уже говорить о налаживании дисциплины. Как только я не пыталась авторитет заслужить, – смеется Мария Алексеевна. – А потом собралась. Стала поближе узнавать детей, раскрывать их характеры, показала, что уважаю личность каждого и готова помогать. Так мы и подружились».

После работы учителем был новый опыт – Мария Кузьмицкая стала завучем в Раховичской школе, а потом и в Костровичской. Последняя же в сердце наставника стала первой – в 29 лет Мария Алексеевна стала ее директором.

«Школа была сложная. О ней часто говорили, но мало в положительном ключе, – рассказывает собеседница. – Я видела своей задачей сделать ее образцовой во всех отношениях: красивой, ухоженной, современной, укомплектованной, где педагоги владеют современными методиками, а дети чувствуют себя комфортно и уверенно».

И ведь получилось.

«Начала с хозработ и налаживания микроклимата в коллективе. Совместные мероприятия, творческая самодеятельность, посиделки за чашкой чая. К тому же, я всегда была на стороне учителя. Возвышала его, постоянно напоминала о том, что он дорогого стоит. Никогда не критиковала прилюдно и разделяла с коллегами все профессиональные трудности. Это сплотило, наши отношения стали доверительнее и теплее.

Следующий шаг – изменение подходов к традиционному уроку. Я стала транслировать тематический и личностно-ориентированный подходы. Чтобы помочь учителям перестроиться организовывала педсоветы, семинары, методобъединения, много писала для коллег сама», – вспоминает учитель.

Чем новшества были так хороши? Задача педагога состояла в донесении материала до ребенка на его уровне. Для этого каждого ученика нужно было видеть в теме и понимать, кому и как представлять информацию, чтобы она была максимально усвоена. Сложно? Безусловно, учитывая, что классы были большими. Директор разрабатывала не только анкеты, в которых дети писали, на сколько они поняли новую тему, и даже могли высказать мнения насчет манеры преподавания и качества организации урока, но и специальные диагностические листы для коллег с описанием критериев оценки интеллектуального роста учеников.

«У меня постоянно возникали идеи, как сделать классную жизнь интересной и полезной. Например, придумала вешать на стену ватманы для отзывов об уроках – своеобразная доска предложений и замечаний. Ввела поощрение в виде аплодисментов для детей, отвечающих на занятиях, и многое другое. Результат был виден сразу. Школьники стали понимать предметы и это мотивировало их на учебу. Дети сами себе доказывали, что они умные и способны на многое. Мы учили учиться и любить школу».

Мария Алексеевна мечтала о триаде «учитель-ученик-родитель», поэтому в процесс обучения были подключены и родители:

«Мы устраивали совместные развлекательные мероприятия, знакомились, приглашали мам и пап на беседы, где рассказывали, как правильно вести себя с детьми. Были и родительские собрания. Нетипичные: с участием самих школьников».

«Помню, как к нам с проверкой приехала комиссия из Москвы. Она была поражена осведомленностью коллектива, прогрессивностью нашего обучения, отсутствием формализма в бумагах. Для общения с гостями я пригласила представителя родительского комитета, учащегося, учителя и завуча – все они отвечали на вопросы. К слову, так проходили все проверки у нас – никакой документ не даст вам столько информации, сколько прямые участники образовательного процесса. Тогда мы стали тем самым образцом, о котором заговорили. Перенимать опыт к нам ездили со всей страны и даже зарубежья».

Мария Алексеевна уже и не помнит, сколько деловых предложений получала тогда от городских коллег, однако верна осталась Костровичам и своей идее – дать ребенку из села хорошую базу. А еще показать ему другую реальность – экскурсии, поездки, путешествия, театры, выступления – все это было в жизни школьников при директорстве Марии Алексеевны Кузьмицкой.

Костровичской школе она отдала 30 лет. Среди ее заслуженных наград – медаль Франциска Скорины за личный вклад в развитие и умножение духовного и интеллектуального потенциала белорусского народа, звание «Отличник народного образования», многочисленные грамоты Министерства образования.

Выйдя на пенсию, женщина не смогла распрощаться с педагогикой сразу и еще недолго оставалась в профессии. Мария Алексеевна открыта для общения и готова делиться опытом с молодыми коллегами, участвует в жизни детей, внуков, правнуков – пока виртуально, ведь все семейные живут заграницей, активно готовится к дачному сезону, коротает досуг за книгами со своим черным котом Чернышом и мечтает заняться танцами.

*  *  *

16 марта Мария Алексеевна Кузьмицкая отпраздновала юбилей. Пусть цифры помолчат – женщина в отличной форме и это главное. В этот день в гости к учителю приехали коллеги – председатель районной организации профсоюза работников образования и науки Наталья Николаевна Фидрик и заместитель начальника управления образования Слонимского райисполкома Марина Александровна Еремейчик, а также большая делегация из Сеньковщинской школы во главе с директором Сергеем Викторовичем Юшкевичем.

Елена ЮШКЕВИЧ

Поделиться