Следующая неделя богата очень значимыми праздниками с необыкновенно щедрыми дарами, ее у нас еще зовут «Спасаўкай?ласаўкай». Первый праздник — 14?го числа, Спас. Его называют Медовый, Мокрый, «Макавей» — в зависимости от региональных традиций. Праздник действительно очень «вкусный», к этому дню пчеловоды подрезают или же заламывают соты и, выбрав самый лучший и большой кусок меда, несут его в церковь «на памiн радзiцеляў». Мед непременно освящают в церкви как великий и очень значимый дар самой природы. Пчеловоды отво­зили в этот день мед в госпитали, больницы, приюты, одаривали медом друзей, соседей, знакомых, придерживаясь замеченного народом «Спас — шчодры час у нас». Жадничать было нельзя, ведь по всем народным приметам могли перевестись пчелы, а то даже и заболеть сам «пчаляр». На новом меду готовили и медовуху, которой также обязательно угощали всех.


Свежий мед практически только у нас в Беларуси традиционно ели со свежими же «агуркамi» и хлебом, часто уже испеченным из нового урожая.

Именно мед занимал прежде важное место в свадебной обрядности: молодой невесте обмазывали губы медом, им же просто обливали ее свадебный венок и, расчесывая волосы жениху и невесте, гребень тоже обмакивали в мед. По приезде молодых в дом свекровь встречала невестку и своего сына хлебом с медом, давая им по большому куску этого угощения.

У нас каждая «гаспадыня» в этот день должна была напечь тоненьких, как кружево, блинчиков, чтобы как десерт обмакивать их в мед или же в «макавае малако», это когда мак перетирали в ступке или уже немного позднее пропускали с сахаром через мясорубку.

Иногда само слово «Спас» связывали с глаголом «спаць», и оттого в этот день не работали, так как считали, что спит и сама земля. Но чаще всего сам Спас предстает как настоящий «памагаты» — помощник на поле, он, как поется в наших песнях, «поле аб’язджаець, копы лiчыць, снапы звозiць, жыта малоцiць». Потому и появляется уже другая поговорка: «Спас — для ўсiх рабочы час». После первого Спаса начинался двухнедельный пост.

Мокрым Спас называли потому, что в этот день налаживали крестные ходы к самым разным источникам, на реки и озера, а больше всего к «крынiцам з гаючай вадой». Этой водой умывались, купались в ней и обливали ею друг друга, не обижаясь, как бы вспоминая о том, что по преданию именно в этот день в 988 году крестился князь Владимир. Считается, что так изгоняют всякую нечисть и самые различные болячки, как говорили, «спасаўская вада — дапаможнiца».

Начиная с этого первого Спаса повсюду широко устраивали «кiрмашы», где шла бойкая торговля «плёнам новага ўраджаю». Спас приходится на самую середину августа, его считают своеобразным рубежом между летом и осенью. Наступает уже новый, осенний цикл работ: посев «азiмiны», выбор нашего второго хлеба — бульбы.

Со второй половины августа начинается отлет наших самых теплолюбивых птиц — ласточек и стрижей. Готовятся к отлету и аисты. По приметам, если они улетят до Спаса, то рано наступят холода и такой же ранней будет зима, но весна уже следующего года должна одарить ранним теплом. Наша поговорка как нельзя лучше характеризовала время: «Спас — лета шась!»

По тому, что будет за окном 15 августа, в народе определяют погоду на весь сентябрь. В этот период, уже на исходе лета, идет второй сенокос, который называют осенним.

16 августа идет Антон, прозванный в народе Вихровеем, и по погоде в этот день определяют «надвор’е» уже на следующий осенний месяц — октябрь.

17 августа — день Евдокии («Аўдоццi»). В этот период в средней полосе отмечается большой урожай огурцов, за что «Аўдоццю» и прозвали «агурочнiцай».

19 августа идет Яблочный Спас, который считается самым важным среди трех и у нас называется «Вялiкiм». И главным здесь считается яблоко, то самое, с которого все и началось… Яблоня имеет чисто женскую символику. У нас по традиции при рождении девочки детское место закапывали именно под яблонькой. Яблоки в день Великого Спаса тоже несли освящать в церковь и довольно часто в некоторых регионах раскладывали на могилах родных.

https://www.sb.by/articles/spas-shchodry-chas-.html

Поделиться