Дошкольный возраст – один из основных периодов, в котором формируется личность ребенка, и закладываются прочные основы поведения. Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, что нередко, к сожалению, является причиной детского травматизма.

Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями?

Традиционно выделяют три компонента безопасного поведения человека, единство которых существенно влияет на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предупреждение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности.

Опираясь на эти компоненты, в работе с детьми надо создавать оптимальные условия для формирования:

знаний ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

– умений действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

– отношения (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности).

Вот на последнем мне хотелось бы остановиться более подробно.

Педагоги нашего учреждения, наряду с тем, что учат детей правилам безопасного поведения в имитированных игровых ситуациях, дают возможность воспитанникам почувствовать всю серьезность последствий, которые могут быть, если правила безопасности не будут соблюдаться. В этой ситуации они используют прием эмоционального воздействия.

Например, знакомя детей с правилами поведения при пожаре, педагоги демонстрируют им видеоролики с последствиями пожара (сейчас в доступе очень много социальных роликов по различным темам по ОБЖ для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Читая произведения, интонационно подчеркивают те места в произведении, на которые надо особо обратить внимание, а с помощью проблемных вопросов вызывают детей на бурное эмоциональное обсуждение какой-либо ситуации.

Также педагоги широко используют наглядность. Яркие, «говорящие» иллюстрации, плакаты привлекают внимание детей и побуждают их к рассуждениям по теме.

Хорошо себя зарекомендовала такая форма работы, как обсуждение с детьми, адаптированной для детского понимания, статистики по пожарам, травмам и т.д. Например, рассказывая о правилах дорожного движения, педагог говорит детям о том, сколько человек погибло, сколько детей, и все потому, что люди пренебрегают правилами дорог.

«Вы только представьте, – говорит педагог, – нас сегодня в группе 20 человек, а погибло на дорогах 13… Это большая половина группы! Вы понимаете, как это много!» и т.д. Дети очень эмоционально реагируют на статистику, особенно, если взрослый тщательно продумал форму ее подачи.

Также на детей эмоционально воздействуют сказки, поскольку во многих из них проблемы происходят именно потому, что кто-то из героев пренебрегает каким-либо правилом безопасности. Детям нравится находить нарушения, обсуждать поведение героев, рассуждать по поводу того, что могло бы случиться, если бы помощь вовремя не подоспела, и просто «учить» героев правилам безопасного поведения.

И еще хочется сказать, что невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Не пренебрегайте изучением правил безопасности! Изучайте их вместе с детьми! Демонстрируйте детям только положительные примеры. И пусть каждый день будет безопасным!

Баль Ирина Николаевна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 16 г.Слонима»

Поделиться