Лидия Семашко, начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области:

– В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса. Ее цель определена в поручении Главы государства: обеспечение стабильности налогового законодательства, простота, понятность правовых норм и легкость их восприятия, недопущение правовой неопределенности и несогласованности предписаний, стимулирование экономической деятельности. При этом вносимые изменения не должны повлечь снижение доходов бюджета.

Межведомственной рабочей группой выработано много новых подходов по совершенствованию порядка исчисления налогов, их взыскания, упрощению налогового администрирования. Также сделаны акценты на доступность и понятность изложения норм Налогового кодекса для плательщиков, снижение налоговой нагрузки, сближение бухгалтерского и налогового учета.

В первую очередь предусмотрен совершенно новый механизм приостановления операций по счетам плательщиков, основанный на риск-ориентированном подходе с делением плательщиков на группы по степени риска. Суть его в следующем. Если добросовестный плательщик в силу каких-то причин допустил текущую задолженность, но до этого в течение полугода исполнял свои обязательства, то налоговый орган даст ему дополнительно 10 рабочих дней для погашения задолженности. Если нарушения устраняются, операции по счетам плательщика приостанавливаться не будут. Если же он допускал задолженность, но постоянно погашал ее до первого числа месяца, следующего за месяцем ее образования, налоговый орган даст ему 5 рабочих дней для устранения нарушений без приостановления операций по счетам. Такой подход даст возможность плательщикам исполнять налоговые обязательства без остановки производственной деятельности.

Новый подход заложен в законопроекте и по начислению пеней. Начисленный по результатам проверок их размер не должен превышать сумму доначисленного налога, что снимет излишнее финансовое бремя с субъектов хозяйствования.

Еще одно новшество касается изменения подходов к проведению зачета и возврата налогов. В настоящее время срок предъявления требования на взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) ограничен пятью годами со дня истечения срока уплаты. С 1 января 2019 года предлагается увеличить и срок зачета либо возврата налогов также до пяти лет.

Уточнен порядок проведения налоговых проверок, скорректированы порядок и сроки обжалования решений налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Жалоба может быть подана в электронном виде на выбор в инспекцию МНС по области (городу Минску) или напрямую в МНС.

Кстати, физические лица с 2019 года смогут подавать декларацию по подоходному налогу либо обращаться за административными процедурами в любой налоговый орган на территории Беларуси, а не только по месту жительства.

Если говорить о порядке исчисления конкретных налогов, то в этой области также предусмотрены определенные изменения. В проект Налогового кодекса включены меры по привлечению инвестиций и реинвестированию прибыли, предполагающие увеличение размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль в 1,5 раза. Кроме того, предусмотрено снижение в 2 раза (до 6 процентов) ставки налога на прибыль в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет и полное освобождение дивидендов от налогообложения при нераспределении на эти цели прибыли в течение  пяти лет.

Скорректированы подходы по нормированию затрат, в связи с чем сняты ограничения по учету отдельных видов расходов при исчислении налога на прибыль.

Предполагается поэтапная отмена ограничений по принятию к вычету НДС в части импорта потребительских товаров.

Проектом скорректированы положения, регулирующие вопросы применения упрощенной системы налогообложения. Для организаций расширена возможность ведения учета в упрощенном порядке. Критерии валовой выручки для применения УСН организациями проиндексированы на прогнозный уровень инфляции в 5,3%, а для индивидуальных предпринимателей такой критерий увеличен в два раза.

Много новшеств касается имущественных налогов. К примеру, предлагается снизить с 2,5 до 2 раз предельный размер повышающих (понижающих) коэффициентов, устанавливаемых местными Советами депутатов к ставкам этих налогов, отменить повышенные ставки налога на недвижимость и земельного налога в отношении неиспользуемого и неэффективно используемого имущества и повышенную ставку налога на недвижимость по объектам сверхнормативного незавершенного строительства.

Усовершенствован порядок осуществления контроля за трансфертным ценообразованием.  В частности, с учетом предложений бизнес-сообщества сокращен круг лиц, сделки между которыми подлежат контролю за трансфертным ценообразованием, а также увеличен суммовой порог таких сделок. Новшеством является возможность заключения между плательщиком и МНС соглашения о ценообразовании, в котором на стадии планирования сделки будет согласовываться методика определения рыночной цены.

Изменены подходы и по налогообложению индивидуальных предпринимателей. Наиболее серьезные изменения затронут плательщиков единого налога. Со следующего года индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, подпадающие под уплату единого налога, вправе будут выбирать наиболее оптимальный режим налогообложения. Это может быть общая система налогообложения, упрощенная система либо единый налог. Также планируется «уйти» от диапазона ставок и определить конкретные ставки единого налога по каждому виду деятельности с предоставлением Минскому и областным Советам депутатов права уменьшать их, но не более чем в 2 раза.

В связи с предполагаемыми значительными изменениями, налоговыми органами будет проводиться широкомасштабная разъяснительная кампания по оперативному информированию плательщиков о новшествах Налогового кодекса.

Лидия Семашко
“ГП”
Поделиться