Согласно кратких статистических данных о деятельности судов общей юрисдикции по осуществлению правосудия за 1 полугодие 2023 года, размещенных на интернет-портале Верховного Суда Республики Беларусь, районными (городскими) судами вынесены постановления по делам об административных правонарушениях в отношении 102 750 лиц. Наложены административные взыскания в отношении 84638 лиц, в том числе наложены взыскания в виде административного ареста в отношении 23286 лиц, в виде штрафа  – 59994, взысканию в виде общественных работ подвергнуты 1352 лица.

Вместе с тем 18106 дел об административных правонарушениях прекращено, из них 15 дел прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, 846 дел прекращено в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения.

Согласно п. 7 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты нанимателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в том числе отсутствия на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 5.18.1 ст. 68 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» отчисление по инициативе учреждения образования осуществляется в случае отсутствия на учебных занятиях в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста.

Приведенные статистические данные и положения законодательства о последствиях наложения административных взысканий, свидетельствуют об актуальности информации об основаниях привлечения к административной ответственности,  правах и обязанностях лиц, в отношении которых ведется административный процесс.

Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», одной из основных задач адвокатуры является участие в правовом воспитании граждан.

Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента фактического задержания, беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно (ст. 4.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – далее ПиКоАП).

В силу ст. 1.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

В соответствии с ч. 5 ст. 6.15 ПиКоАП доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса и иных законодательных актов, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу принятия решения по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 2.10 ПИКоАП, суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств совершения административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

В соответствии с п.10 Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 3 «О применении судами норм общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» круг обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими административную ответственность, законом не ограничен. Помимо перечисленных в части 1 статьи 7.2 КоАП такими обстоятельствами могут быть признаны, в частности, наличие на иждивении у физического лица несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, иных иждивенцев, состояние здоровья и другие.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП одним из обстоятельств, исключающих административный процесс, является недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения.

В соответствии ч. 3 2.4 ПИКоАП любые сомнения относительно обоснованности выводов о виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, о наличии оснований и условий административной ответственности юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в их пользу.

Основаниями к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении являются односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения существенное нарушение требований  ПИКоАП, неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность (ст. 13.16 ПИКоАП).

При оказании юридической помощи лицу, в отношении которого ведется административный процесс защитник вправе обжаловать процессуальное действие или постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении (ст. 2.15 ПиКоАП).

Поделиться