Несколько фактов из истории «Слонимской Хатыни»

22 июня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа. 22 июня 1941 года является одной из самых печальных дат в истории Беларуси. В этот день началась Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), освободительная война народов СССР против нацистской Германии и ее союзников. Врагом, который руководствовался идеологией нацизма и расовой теорией, на белорусской земле были разрушены 209 из 270 городов и районных центров, уничтожены 9200 деревень, из которых 630 вместе с жителями, одна из которых – Хатынь – стала для всего мира символом нечеловеческой жестокости.

В первой части статьи о д. Окуниново мы рассказали о трагедии, произошедшей здесь в годы войны, а также коснулись некоторых фактов из древней истории деревни. Сегодня продолжаем наш рассказ.

МЕМОРИАЛ И ПАРТИЗАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

В Окуниново жили многие известные и уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, партизаны и фронтовики. О каждом из них можно написать отдельную книгу. Согласно книге «Память. Слонимский район», дорогами войны прошли уроженцы деревни: Иван Илларионович Анищик, Иван Викторович Бутрий, Трофим Иванович Дубровка, Андрей Иванович Нестер, Владимир Иванович Нестер, Федор Филиппович Нестер, Анна Игнатьевна Рубец, Иван Игнатьевич Рубец, Иван Романович Рубец, Иван Степанович Рубец, Николай Георгиевич Рубец.

Местные жители хранят память о воинах-земляках, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Это Н.В. Бута, С.Я. Бута, Н.Ф. Вербицкий, С.Ф. Вербицкий, И.К. Зенов, Н.С. Игнатович, С.Ф. Нестер, М.Ф. Николайчик, С.М. Подрецкий, Н.В. Рубец, Н.Д. Рубец, А.И. Савицкий, И.А. Савицкий, А.И. Северин, П.Г. Седляр, А.И. Шагун, С. Шурко и другие.

В 1956 г. на партизанском кладбище в Окуниново был поставлен обелиск и 18 надгробий. Здесь покоится прах 10 воинов Красной Армии и 67 партизан трех отрядов бригады имени Рокоссовского, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это А.И. Арнаутов, А.Д. Бадей, П.П. Бадей, И.И. Бахар, Е.Д. Боковец, К.М. Бурдь, И.Ф. Валюкевич, Н.Ф. Вербицкий, А.И. Волынчик, Н.Т. Ган, М.Т. Дедов, Н.М. Ефимович, А.В. Жилич, И.Ф. Зазуля, Г.Д. Змурщик, Н.В. Золожук, И. Казаченко, В.М. Ляшевич, А.Ф. Нестер, И.Г. Овсяник, М.А. Панащик, А.П. Писарев, А.И. Подрецкий, Н.С. Рачко, В.В. Редько, А.Я. Рубец, И.П. Семенюк, А.В. Станкевич, Томилин, Н.В. Цвикевич, Н.В. Шинкевич, М.С. Шустов и 43 неизвестных.

На южной окраине деревни на могиле жертв фашизма в 1964 году была поставлена стела – знак увековечения памяти жителей «Слонимской Хатыни», которые погибли в годы Великой Отечественной войны.

В 1956 г. на партизанском кладбище в Окуниново был поставлен обелиск и 18 надгробий

ОКУНИН ОСТРОВ

В истории деревни Окуниново много примечательных, героических страниц, которые свидетельствуют о том, что наши предки во все времена защищали нашу землю, заботились о ее процветании.

Историки Василий Владимирович и Татьяна Петровна Ракути из агрогородка Новодевятковичи, опираясь на сведения, изложенные в книге К. Чарноцкого «История Мелешко», предполагают, что название деревни Окуниново произошло от фамилии Окунин.

«Еще до начала славянской колонизации нашей местности (началась в VI веке) на том месте, где позже возникла деревня Окуниново, находился огромный лесной массив, – говорят исследователи. – Он назывался Шумным Бором. Это название свидетельствует о том, что в этом лесу произрастали в основном деревья хвойных пород — сосны и ели, но на болотистых местах росло много дубов, лип и ольхи. На возвышенности среди Шумного Бора жил великокняжеский осочник (лесничий) Окунин. Его двор был расположен на лесной поляне, окруженной болотами. Это место называлось Окунин остров. Окунин жил в конце XIV – первой половине XV века. В 1432 году Шумный Бор перешел в частную собственность, и Окунин остался не у дел. В скором времени он умер, а его двор пришел в запустение. Однако место это было очень удобным для поселения, и в скором времени здесь начали селиться люди. Во второй половине XV века на Окунином острове уже существовала деревня. Новый населенный пункт стал называться Окунин».

ВЕЛЬМОЖНЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ

Известно, что в 1495 году Окуниным, который находился на берегу реки Бродок (теперь Булянка), владели магнаты Солтаны. Это была часть большого и процветающего Жировичского имения. После Солтанов владельцами Окунина стали представители дворянского рода Мелешек, а затем Слизней. Последние породнились с Булгаками. В 1771 г. фольварок Окуниново стал собственностью пана И. Булгака, который был родственником известного униатского митрополита Иосафата Игнатия Булгака (1758-1838 гг.).

После Булгаков фольварок опять вернулся к представителям рода Слизней. В 1846 году Окуниново входило в состав имения Новые Девятковичи. В то время им владел Альфред Слизень. В 1897 г. в деревне находились церковь, кузница и корчма.

ВЫСТУПЛЕНИЯ КРЕСТЬЯН

В 1861 году в связи с отменой крепостного права в Окуниново прошли массовые выступления крестьян. В рапорте слонимского земского исправника гродненскому губернатору от 23 июня 1861 года говорится, что крестьяне помещика Слизня в Новых Девятковичах и помещицы Коллупайловой в Старых Девятковичах отказались исполнять крепостные повинности, ночную стражу и вести ремонт дорог. Одним из главных виновников беспорядков, по мнению пристава Агатина, являлся крестьянин Игнат Игнатович из Окуниново. Вскоре выступления крестьян были жестоко подавлены.

ФОЛЬВАРОК И ЛЕСНИЧОВКА

В 1921 г. фольварок состоял из 4 дворов, в которых жили 67 жителей. Здесь находилась большая пасека. Имелись 4 пруда для разведения рыбы. С дороги к усадьбе вела широкая аллея из кленов и ясеней. Она упиралась в более узкую липовую аллею, в форме буквы Г, которая вела к большому усадебному дому и хозяйственным постройкам. На территории фольварка находилась лесничовка с лесной охраной.

ПАНСКИЙ ГНЕТ

В 1932 г. помещик Микульский продал часть сервитутного леса в урочище Рафаловка купцам Гурвичу, Рабиновичу и Сидельницкому. Видя, что помещик поступил незаконно, крестьяне Окуниново и ближайших деревень высказали ему протест. Однако, несмотря на это, в 1933 году Микульский начал массовую вырубку леса в окрестностях Окуниново.

Действия помещика вызвали возмущение среди крестьян, занятых на лесоразработках. К широкой массово-разъяснительной работе среди лесорубов и возчиков подключились слонимские коммунисты. В лесу проводились митинги и массовки.

На южной окраине деревни на могиле жертв фашизма в 1964 году была поставлена стела

ЗАБАСТОВКА В РАФАЛОВКЕ

Когда в начале 1934 года началась вывозка леса в Слоним, решено было объявить забастовку. Организовался стачечный комитет, в состав которого вошли коммунисты Наум Михальчик, Николай Нагула, Мария Русецкая-Крупник и другие. Забастовщики выставили требования повысить заработную плату возчикам и лесорубам на 30 процентов, сократить рабочий день.

Лесопромышленники не приняли требований стачечного комитета. В присутствии 200 лесорубов и возчиков, они заявили, что ни на какие компромиссы не пойдут, а найдут других людей, которые ищут работу. Тут же состоялся митинг, на котором было решено к работе не приступать, пока не будут приняты все требования бастующих.

Отметим, что забастовку поддержали жители многих деревень Слонимщины. К ней присоединились рабочие лесопильных заводов. В знак солидарности рабочие Слонима и крестьяне организовали сбор продуктов и денег в фонд помощи бастующим.

КРОВЬ БОРЦОВ ЗА СВОБОДУ

Как вспоминал деятель национально-освободительного движения К.Н. Крупник, целый месяц польские власти пробовали сломить сопротивление бастующих. Они нанимали штрейкбрехеров, пытались уговорить и подкупить руководителей стачкома. Но все было тщетно.

Тогда польские власти в 11-ти «непокорных» деревнях Слонимщины провели карательные акции так называемой «пацификации» (утихомиривания). За одни сутки каратели окружили и учинили погромы в Окуниново, Стеневичах, Русаково, Залесье, Загорье, Сучках, Плешках и других деревнях. Многие сельчане были арестованы.

Забастовка продолжалась полтора месяца, но была зверски подавлена. Около Зельвы был убит Наум Михальчик. В Ивацевичском районе от пули полицейского пал смертью храбрых Николай Нагула. Была схвачена Мария Русецкая, которую приговорили к 12 годам тюрьмы.

Но кровь борцов за свободу была пролита не напрасно. Требования бастующих все же были удовлетворены. Мужественная забастовка в Рафаловке стала яркой страницей истории революционного движения в Западной Беларуси.

Липовая аллея вела к большому усадебному дому

ПАМЯТЬ ЖИВА!

После войны (до 1954 года) деревня Окуниново была центром сельсовета. Были заново отстроены, сожженные фашистами дома и общественные здания. Появилась новая контора колхоза, школа, библиотека, магазин и хоздвор.

Было время, когда Окуниново являлось своеобразной меккой для слонимчан и туристов из многих уголков Беларуси. В дни государственных праздников, особенно на День Победы, к памятнику жертв фашизма приезжали делегации советских граждан со всего района. Здесь проходили торжественные митинги и массовые мероприятия. Рядом находился большой стадион с трибунами. Прямо здесь люди ставили палатки и длинные столы с угощениями. Каждый чувствовал себя частью единого целого. Знал, что он гражданин сильной и могучей страны, победившей фашизм.

*   *   *

В День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа мы по традиции зажигаем поминальные лампады… Хочется верить, что их свет и тепло нашей памяти чувствуют не только наши современники, но и те, кто не дожил до Великой Победы.

 

Поделиться