Завершается 2017 год, а в конце года принято подводить итоги. Ка­ким был этот год для депутатов Па­латы представителей Национально­го собрания Республики Беларусь? Об этом мы попросили рассказать депу­тата Палаты представителей Наци­онального собрания Республики Бела­русь А.Н. Сопикову:

– Деятельность депутатского кор­пуса в 2017 году была нацелена на ре­ализацию установок Главы государст­ва, адресованных депутатам в Посла­нии белорусскому народу и Парламен­ту, а также документов, определяющих стратегию социально-экономического развития страны в текущем пятилетии.

За этот год было рассмотрено более 140 законопроектов, приняты к сведе­нию 5 декретов Президента Республи­ки Беларусь, ратифицировано более 50 международных соглашений.

Законодательные наработки нацеле­ны на реализацию актуальных задач по развитию деловой активности, либера­лизации хозяйственной деятельности, привлечению инвестиций, расширению использования цифровых технологий в экономике.

Среди законопроектов социального блока следует особо отметить новую редакцию Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Его нормы по­зволили повысить размер отдельных пособий и увеличили число граждан, имеющих право их получать. Благода­ря поправкам, внесенным в Закон «О социальном обслуживании», стала про­ще процедура размещения государст­венного социального заказа, расшири­лись возможности в оказании помощи людям, находящимся в трудной жиз­ненной ситуации. А пенсию по возра­сту теперь будут получать и лица, кото­рые долгое время выполняли социаль­но значимые виды деятельности и поэ­тому не смогли набрать необходимый стаж работы. Речь здесь идет о военно­служащих, о людях, которые ухажива­ли за инвалидами или престарелыми. Кроме того, расширены возможности в финансировании мероприятий, прово­димых ветеранскими организациями.

Серьезная работа проведена и по обновлению законодательства в сфе­рах здравоохранения, физкультуры и спорта.

Важнейшим итогом третьей сессии, безусловно, стало принятие пакета до­кументов, определяющих реализацию сбалансированной бюджетно-налого­вой политики в 2018 году. Проект респу­бликанского бюджета формировался на фоне улучшения макроэкономической ситуации. Это позволило создать необ­ходимые финансовые условия для за­крепления позитивных тенденций. И хо­тя требования к расходованию государ­ственных средств по-прежнему остают­ся жесткими, в бюджете заложена воз­можность сфокусировать необходимые ресурсы на поддержке реального сек­тора и решении задач инновационно­го характера. В следующем году будут также увеличены расходы на важней­шие социальные мероприятия, повы­шение зарплат, пенсий и другие соци­альные выплаты.

– Алла Николаевна, в этом со­зыве Вы работаете в Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству. Что, на Ваш взгляд, является наиболее значи­мым итогом ее деятельности?

– Наша комиссия работала над 12 законопроектами, и все они очень зна­чимые. Так, подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» в новой редакции, ко­торый юристы еще называют «закон о законах». В нем закреплена новая норма, которая предусматривает обя­зательное публичное обсуждение но­вых нормативно-правовых актов. На­пример, благодаря общественному участию, в проект Закона «О борьбе с коррупцией» внесено много замечаний и предложений от граждан Беларуси. В законопроекте появилось также та­кое понятие, как прогнозирование по­следствий принятия нормативно-пра­вового акта на стадии его планирова­ния, результаты которого должны отра­жаться в обосновании необходимости принятия акта. Уверена, если бы такое понятие на законодательном уровне было закреплено раньше, то при раз­работке Декрета № 3 было бы в обяза­тельном порядке проведено прогнози­рование последствий его принятия, и он бы не вызвал такого общественно­го резонанса.

На раскрепощение деловой инициа­тивы была направлена работа по кор­ректировке административного законо­дательства (речь идет о Кодексе Респу­блики Беларусь об административных правонарушениях). В результате смяг­чена ответственность за незначитель­ные экономические нарушения. В сово­купности с мерами, принятыми в сфе­рах антимонопольной политики и сти­мулирования деловой активности, эти решения существенно расширяют ди­апазон возможностей для людей, кото­рые хотят открыть свое дело.

Большое внимание депутатами на­шей комиссии было уделено внесению дополнений и изменений в Граждан­ский и Гражданско-процессуальный кодексы. А именно, одной из серьез­ных проблем — вовлечению населе­ния в игорный бизнес. В результате в Гражданский кодекс внесено дополне­ние, согласно которому не только сам гражданин, страдающий от игровой за­висимости, может написать заявление об ограничении допуска его в игровые заведения, но это смогут сделать и его близкие родственники. Внесены и дру­гие изменения и дополнения.

– В прошлом созыве наши гражда­не активно участвовали в обсужде­нии законопроектов, вносили свои предложения… А как сейчас? Есть ли предложения?

– Да, мои избиратели не остаются безучастны к процессу законотворче­ства. И такая активная позиция только радует, помогает работать и обеспечи­вает «обратную связь». Приведу не­сколько примеров.

На заседании Палаты представите­лей 13 июня 2017 года во втором чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Бела­русь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Необходимо отметить, что этот до­кумент вызвал большой обществен­ный интерес. Только в письменном ви­де в Парламент поступило более сотни предложений по совершенствованию его положений. Поэтому неоднократно проводились встречи с представителя­ми различных транспортных организа­ций, межведомственные совещания, на регулярной основе трудилась рабо­чая группа по доработке законопроекта.

В двух заседаниях рабочей груп­пы Парламента активное участие при­нял В.И. Лазарь, учредитель компании «МрояТур». Владимир Иванович озву­чил мнение представителей бизнеса Гродненской области, которые имеют большой опыт организации пассажир­ских перевозок, и высказал ряд дель­ных предложений. К сожалению, не все из них учтены, но поступившие замеча­ния и предложения были тщательно из­учены и, по возможности, реализованы в тексте законопроекта. А новации, вне­сенные в Закон, позволят подстегнуть развитие отечественного рынка пасса­жирских перевозок. Депутаты уверены, что за счет более широкого привлече­ния в этот сектор частников и установ­ления правил работы различных он­лайн-сервисов люди получат допол­нительные маршруты, а конкуренция приведет к повышению качества услуг и снижению цен.

В расширенном заседании Постоян­ной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической куль­туре, семейной и молодежной политике принял участие руководитель фермер­ского хозяйства «Верес» Зельвенского района М.Ф. Макей, который представ­лял Белорусское общественное объе­динение «Отдых в деревне».

В ходе заседания было рассмотрено поступившее в Палату представителей обращение этого общественного объе­динения, касающееся предполагаемого внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэко­туризма в Республике Беларусь». Сле­дует отметить, что мнение владельцев агроусадеб было не только услышано, но и принято к сведению. Их доводы оказались вескими и убедительными и были учтены.

Еще один, я бы сказала, неоднознач­ный пример. В связи с многочисленны­ми обращениями граждан, и не только ко мне, но и в адрес других депутатов, по инициативе комиссии по законода­тельству был проведен мониторинг правоприменительной практики статьи 328 Уголовного кодекса Республики Бе­ларусь («Незаконный оборот наркоти­ческих средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»). Результа­ты мониторинга показали, что с 2014 года количество осужденных за неза­конный оборот наркотических средств увеличилось почти в 2 раза. Из них бо­лее 2000 человек – юноши и девушки в возрасте от 14 до 25 лет. Минималь­ное наказание за сбыт – 8 лет, а под сбытом, как показала правопримени­тельная практика, правоохранитель­ные органы и суды стали признавать и одноразовое совместное приобретение и употребление наркотических средств. Большинство этих ребят не наркотор­говцы, а единожды сбившиеся с пути подростки и молодые люди, которым нужно помочь, направить на лечение, но никак не лишать их свободы на 8 лет и более. Конечно, в каждом конкретном случае есть свои доводы и свои обсто­ятельства. Но результаты проведенно­го мониторинга нашей комиссией были отправлены во все заинтересованные органы, в том числе и в Администрацию Президента. Председатель комиссии по законодательству Н.В. Гуйвик также выступила с докладом по этому вопро­су на Президиуме Совета Министров и предложила внести необходимые из­менения в статью: либо разграничить понятие «сбыта», либо снизить ниж­ний предел санкций частей 2 и 3 этой статьи (речь идет об одноразовом сов­местном приобретении и употреблении наркотических средств).

Законопроект с изменениями плани­руется внести на рассмотрение в Пала­ту представителей в марте 2018 года. О результатах говорить пока рано.

Конечно, работа депутата – это не только законотворчество. Очень важ­ной составляющей является работа в округе. Работа с людьми и для людей. Рассказать есть о чем, сделано, дейст­вительно немало.

– Но пусть это будет темой следу­ющего интервью.

– Хорошо.

Подготовила Алина ЧЕРНЫШ

 

Поделиться