Отношения между исполнителями и потребителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 г. № 1590. Однако отношения по проведению экспертизы результатов выполненных работ, оказанных услуг при возникновении между потребителем и исполнителем спора о качестве выполненной работы, оказанной услуги, достоверности предоставленной информации о работе, услуге регламентированы Положением о порядке проведения  экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 г. № 26.

Кроме того, на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающими из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров, распространяется действие Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей».

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2023 г. № 202 в Правила бытового обслуживания потребителей внесены изменения.

В частности, согласно п. 10 Правил бытового обслуживания населения исполнитель вправе будет отказать потребителю в оформлении заказа, в том числе если потребитель и исполнитель не достигли согласия по проценту износа изделия, о виде и условиях обработки изделия.

Кроме того, в соответствии с п. 92 Правил бытового обслуживания населения бытовые услуги по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, такие как шиномонтажные и шиноремонтные, уборочно-моечные, полировочные, смазочно-заправочные, регулировочные, диагностические услуги и услуги, выполняемые передвижными комплексами сервисного обслуживания, оказываются с выдачей документа, подтверждающего факт оказания данной бытовой услуги. Ранее, документ, подтверждающий факт оказания бытовой услуги, выдавался лишь по требованию потребителя.

При этом, документ, подтверждающий факт оказания бытовой услуги по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, должен содержать обязательные сведения, указанные в пункте 104 Правил бытового обслуживания населения, в том числе:

наименование и место нахождения исполнителя, сведения о государственной регистрации и наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию;

марка, модель, год выпуска, регистрационный знак (при наличии), пробег (при наличии), номер кузова (код VI№) механического транспортного средства;

перечень выполненных исполнителем работ с указанием их нормо-часа и (или) стоимости;

перечень использованных исполнителем компонентов и технических жидкостей, оплачиваемых потребителем, и их стоимость;

окончательная стоимость работ, компонентов и технических жидкостей;

должность, фамилия, инициалы работника исполнителя, ответственного за контроль полноты и качества оказанной бытовой услуги, комплектность и техническое состояние механического транспортного средства;

дата приемки механического транспортного средства потребителем с отметкой об отсутствии претензий к комплектности и внешнему виду механического транспортного средства, к стоимости выполненных работ, удостоверенная подписью потребителя.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

Согласно п. 6 ст. 30 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере одного процента цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, – в размере одного процента общей цены заказа.

В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами. При этом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

В соответствии с ч.1 ст. 13.11 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» нарушение порядка оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

Владимир ЮРЧАК

Поделиться