Одной из самых обсуждаемых тем за последнее время стало введение запрета на мобильные телефоны в наших школах, который будет реализован уже с 1 сентября этого года. Учеников обяжут сдавать смартфоны перед началом уроков, а забрать гаджеты можно будет только в конце учебного дня.

 

Крайность или разумный подход?

Елена Лынько
В средней школе, в которой учатся мои сыновья, телефоны на время уроков сдаются и хранятся в закрытой коробке уже на протяжении нескольких лет. Школьники привыкли, родители тоже. И, если у меня возникает необходимость связаться с ребенком, всегда есть возможность написать или позвонить классному руководителю.
Коробка с телефонами стоит закрытая на замок в классном кабинете, у старосты класса хранится от нее ключ, и при возникновении внештатной ситуации ребенок может получить свой телефон и позвонить маме.
Однако на последнем родительском собрании речь зашла о том, что все телефоны будут сдаваться при входе в школу и храниться в одном месте без возможности получить гаджет в случае острой необходимости. Это немного насторожило. Безусловно, отправляя сыновей в школу, не думаешь о том, что с ними в учебное время может случиться что-то нехорошее. Но жизнь такая штука непредсказуемая! Хотелось бы быть уверенной, что в такой момент ребенок сможет связаться с родителями и от первого лица рассказать о произошедшем.
Хотя я считаю, что паниковать причин нет. Первое время, когда только начали забирать телефоны у ребят, многие родители (и я в том числе) тоже восприняли такое новшество без энтузиазма. Однако время показало, что переживать не о чем. Дети в школе должны получать знания, именно для этого они туда и ходят. А смартфон сегодня — это не просто позвонить, это практически вся жизнь наших детей: и общение, и игры, и информация по интересам. И отвлечь ребят и девчонок от гаджетов хотя бы на время учебы просто необходимо. Живое общение друг с другом очень ценно. А сосредоточенность на уроке, когда учитель пытается вложить в голову школьника новые знания, категорически приветствуется. Этого не будет, если ребенок знает, что в кармане лежит телефон, его в любой момент можно достать и вернуться в виртуальный мир. Никому от этого пользы не будет. Поэтому, пусть смартфоны по-прежнему лежат в закрытых коробках, а наши дети учатся на одни «десятки».

Метод проб. Но ошибок ли?

Елена Юшкевич
Не очень люблю, когда в руках моей первоклассницы телефон.
Хотела максимально оттянуть момент знакомства с гаджетом, но где уж там, когда у всех друзей есть – аргумент железный.
Признаюсь: нервничаю, когда она начинает загружать новую игру – пусть пребывание в этом розовом мире ограничено по времени – не более 40 минут. Я против «мобильного» досуга. Что говорить про телефон в школе во время учебы – категорическое табу. Слишком большое искушение для маленького человека, который, очевидно, возьмет в руки телефон, если выбор станет между ним и книгой.
И при всем этом новость, что телефоны в школах запретили полностью, причем не только на уроках (хотя это как бы и очевидно), но и на переменах и даже на внешкольных мероприятиях, вызвала противоречия в кругу моих знакомых.
С одной стороны, мы помним свои школьные годы. Телефоны у нас появились в классе 9 – ситуация нормальная для 2008-2009 годов, когда гаджетами не баловали. При всем этом родители были спокойны за нас: что дойдем до класса, отучимся и вернемся домой. Логистику не контролировали звонками. Верили в нас, нашу адекватность и самостоятельность.
Но сейчас время другое. Мир вокруг другой – суетливый, беспокойный. И дети другие. Как кажется мне, более инфантильные. Над своими чадами родители трясутся как курица над яйцами. Я сама такая. Поэтому, как матери тревожной и опекающей, мне трудно понять, почему не могу быть на связи со своим ребенком, в том числе, когда он в школе.
Хочу знать, что с ним все хорошо, что он здоров и ему ничего не болит, что он задерживается именно на репетиции концерта или классном часе, о которых забыл меня предупредить. Хочу быть уверена, что, если случится ЧП (разве можно что-то исключать), под рукой будет телефон, чтобы экстренно вызвать помощь.
Можно за год так и не найти повода для звонка школьнику в учебное время. А потом бац – и та самая ситуация, когда об изменившихся планах хочется поговорить напрямую с ребенком, а не через педагога.
А кто будет отвечать за сохранность телефонов, пока те будут ждать своих хозяев в какой-нибудь коробке в учительской? Кто будет тратить свою энергию на мысли о том, чтобы чей-то айфон (а вдруг, всякие бывают требования к жизни у детей) вернулся назад в первозданном виде?
Я понимаю, что такие меры предпринимаются и из-за нас, родителей, которые вовремя не научили своих сыновей и дочерей осознанному и разумному пользованию телефоном, отчасти делегировав этой маленькой коробочке часть своих функций по воспитанию и развитию детей. Да, и если подумать, эта проблема, в том контексте, в котором я пишу, — она не детская, а наша, взрослая. Ребенок вряд ли воспринимает телефон как средство связи с мамой, для него – это быстрый эндорфин, способ погрузиться в другую реальность, расслабить мозги (по сему гаджет и запрещают).
Но как в этой ситуации можно было бы обойтись без крайностей? Запретный плод сладок – так работает психологическая защита от раздражающих факторов (а запреты привычных вещей мало кого устраивают на все сто). Может, нужно было преподнести новость лояльнее или оговорить, что в школе запрещены смартфоны, а вот обычный кнопочный «старичок», который живет в этом мире только для звонков, к пользованию допускается.
Во всяком случае, проблема мобильного засилия существует. А вот с ее грамотным решением поможет время и метод проб.

Поделиться
Перейти к содержимому