На протяжении многих лет реклама является одним из самых эффективных способов продвижения товаров на потребительском рынке. Виды рекламы многообразны. Она может быть представлена в виде наружной рекламы, рекламного ролика, рекламных каталогов, рекламной игры и т.д.

Главный специалист отдела регионального развития, торговли и услуг управления экономики, торговли и услуг Слонимского райисполкома В.А. Крот ответила на вопросы корреспондента «СВ» о рекламном законодательстве.

– Виктория Александровна, давайте разберемся в определении слова «реклама».

– Из Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года № 225-З «О рекламе» следует, что реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

– Что может быть объектом рекламирования?

– Объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом, интересы или обязанности организаций или граждан, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

– Расскажите, пожалуйста, о наружной рекламе и средствах ее продвижения?

– Наружная реклама – реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах. Средство наружной рекламы – техническое средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства.

– Как правильно и законно разместить средство наружной рекламы?

– Размещение средства наружной рекламы допускается при наличии разрешения (паспорта) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

Для получения разрешения (паспорта) на размещение средства наружной рекламы рекламораспространитель представляет в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган заявление установленного образца, к которому прилагаются документы, предусмотренные законодательством об административных процедурах.

Местный исполнительный и распорядительный орган и рекламораспространитель заключают договор на размещение (распространение) наружной рекламы, к которому применяются правила договора возмездного оказания услуг (за исключением случая безвозмездного размещения средства наружной рекламы).

– Установлен Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения?

– В этот Перечень входят:

Вывески;

Совмещенные с рекламой зонты, навесы, тенты, роллеты, ограждения, используемые при организации работы мелкорозничной торговой сети (мини-кафе, летних, сезонных кафе, палаток, киосков и другого), навесы над оконными проемами на зданиях (сооружениях);

Совмещенные с рекламой передвижные средства развозной и разносной торговли и размещенное снаружи оборудование торговых объектов и объектов обслуживания, включая банкоматы;

Витрины торговых объектов и объектов обслуживания, в которых размещены образцы реализуемых в этих объектах товаров, результатов работ, услуг и (или) информация об этих товарах, работах, услугах, за исключением витрин, в которых размещена информация о скидках на такие товары, работы, услуги, игорных заведениях, азартных играх, товарных знаках или знаках обслуживания, используемых для обозначения алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий или иных товаров, работ, услуг, ограниченных или запрещенных к рекламированию;

Плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 квадратного метра, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 квадратного метра, за исключением кронштейнов и средств наружной рекламы, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов;

Средства наружной рекламы на территории рынков, за исключением средств наружной рекламы, размещаемых операторами наружной рекламы, и щитов с площадью рекламного поля 18 квадратных метров и более;

Средства наружной рекламы, размещаемые в границах территории, отведенной под выездные ярмарки, передвижные аттракционы, цирки, зоопарки, театры и иные культурно-зрелищные мероприятия вне зданий, срок проведения которых не превышает 15 дней, и содержащие рекламу этих мероприятий;

Средства наружной рекламы, размещаемые на зданиях (сооружениях) объектов придорожного сервиса;

Технические средства на автозаправочных станциях с информацией о цене топлива, содержащие помимо предусмотренной законодательством информации наименование, логотип, товарный знак или знак обслуживания владельца автозаправочной станции;

Технические средства с информацией о юридических лицах, ведущих лесное хозяйство, размещаемые на землях лесного фонда.

Принимая во внимание то, что разрешения (паспорта) на указанные в Перечне средства наружной рекламы не оформляются, соответственно, с местным исполнительным и распорядительным органом не заключается и договор на размещение (распространение) наружной рекламы. Это означает, что размещение включенных в Перечень средств наружной рекламы не требует внесения платы в местные бюджеты за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Если же средство наружной рекламы не относится к техническим средствам, приведенным в Перечне, его владелец должен получить разрешение (паспорт) на его размещение.

– Однако совсем другой подход применяется к размещению рекламы на зданиях, являющихся историко-культурными ценностями?

– Все перечисленные в Перечне средства наружной рекламы потребуют оформления паспорта и внесения платы в местный бюджет, если они размещаются на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо они находятся в зонах их охраны.

– На практике часто возникают вопросы: рекламная конструкция с какой информацией будет являться вывеской? Что можно размещать в витрине без получения разрешения?

– Вывеской будет являться техническое средство наружной рекламы, которое обладает следующими признаками:

площадь информационного поля составляет не более 5,5 квадратного метра;

предназначена и используется для размещения (распространения) на русском или белорусском языке информации о:

наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, реализующих населению товары;

виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта;

товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии);

группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и так далее) или виде работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и так далее);

режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством;

закреплена (но не консольно) на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин.

Следует особо отметить, что вывеской может являться только такое техническое средство, на котором информация до потребителя доводится на русском или белорусском языке. Это соотносится с аналогичными требованиями статьи 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» о доведении до потребителей информации о продавце или исполнителе на русском или белорусском языке.

Только перечисленная информация может размещаться на вывеске. Размещение на ней любой иной информации сделает вывеску вывеской рекламного характера, размещение которой требует и получения разрешения (паспорта), и оплаты.

Размещение рекламы в витринах торговых объектов и объектов обслуживания не требует получения разрешения (паспорта) и внесения платы, если в этих витринах размещены:

образцы реализуемых в этих объектах товаров, результатов работ, услуг;

информация об этих товарах, работах, услугах (к такой информации могут относиться: наименование их производителя, исполнителя или продавца; изображения товарных знаков (знаков обслуживания); наименования групп или видов товаров; указание стоимости товаров, работ, услуг; описание их потребительских свойств и т.д.).

Однако из этого правила есть исключения. Так, например, если в витрине магазина разместить информацию о размере скидок, потребуется оформление разрешения (паспорта), а также внесение платы в местный бюджет.

– Какие средства наружной рекламы подпадают под определение плакатницы или иной выносной конструкции?

– Плакатница или иная выносная рекламная конструкция – техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, расположенное на земельном участке, крыльце, балконе или крыше здания (сооружения), но не закрепленное на них, и имеющее одно или несколько рекламных полей, за исключением тумбы.

При наличии, например, двух рекламных полей для решения вопроса об отнесении конструкции к плакатнице или иной выносной рекламной конструкции площади рекламных полей не суммируются.

Разновидностью плакатницы или выносной рекламной конструкции является штендер. Согласно интернет-источникам, под штендером понимается переносная небольшая конструкция наружной рекламы (одно или двусторонняя, выполненная в виде раскладного «домика»), которая устанавливается на улице в непосредственной близости от компании-рекламодателя, небольшой рекламный щит.

– Нужно ли согласовывать размещение рекламы на транспорте с местными исполкомами?

– В соответствии с абзацем четвертым подпункта 4.6 пункта 4 Декрета № 7 с 26 февраля 2018 года субъекты хозяйствования размещают рекламу на транспорте без согласования ее содержания (понятие включает в себя всю информацию – тексты и изображения, а также их композиционно-графические и эстетические элементы) с исполкомами, а также иными государственными органами, за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами).

– В отношении какой продукции используется термин «Специфические товары»?

– Термин «специфические товары» (работы, услуги) используется в законодательстве Республики Беларусь исключительно в отношении продукции военного назначения, товаров (работ, услуг) двойного применения, а также товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, включенных в перечни специфических товаров (работ, услуг).

Перечни специфических товаров (работ, услуг) утверждены постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 декабря 2007 года № 15/137.

– Какова административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе?

– Статьей 12.15 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность: наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Алина ЧЕРНЫШ

Поделиться