Трудовые будни Ирины Герасимчик проходят в спокойной и умиротворенной атмосфере краеведческого музея имени И. И. Стабровского, где она работает смотрителем зала. А вот хобби, которым женщина увлечена уже 12 лет, привносит в ее жизнь совсем другое настроение.

Ирина шьет авторские игрушки и куклы. В одной из комнат своей квартиры она оборудовала место для творчества — небольшое, но уютное, с особым шармом. Здесь редко бывает порядок в разгар рабочего процесса. Скажу больше, порядок не идет на пользу вдохновению. Ничто так не будоражит фантазию истинного художника, как лежащие повсюду лоскутки ткани, кисточки да краски. Похожую обстановку Ирина воссоздала и на своем мастер-классе в отделе ремесел и традиционной культуры для коллег, взрослых и детей из любительского объединения «Спадчына».

И пришла Ирина на встречу не одна. На небольшом столе «выросла» мини-выставка ее творческих работ. Хотя, если честно, глядя в глазки-пуговки милейших медведей в пестрых сарафанах и вязаных кофточках, меньше всего хочется именовать их абстрактным «творческая работа». Это шедевры, созданные руками человека для радости другого человека. Это частичка доброй и красивой души. Это то, к эстетике чего нельзя остаться равнодушным в любом возрасте. И я, конечно, тоже равнодушной не осталась.

Мастер редко дает свои игрушки в руки посторонних людей — такое правило она придумала для себя. Во-первых, боится, чтобы их не повредили неосторожным обращением. Во-вторых, верит, что каждый человек способен оставлять на вещах свою энергетику. Но сейчас Ирина сделала маленькое исключение, и в мои руки (и под мои самые светлые помышления) попала нежно-голубая медведица размером не больше 15 сантиметров. На ее головке чепчик в тон платья — салатово-горчичный. На шейке висит кулон в виде румяного рогалика. Она увесистая, необычайно приятная на ощупь — гладкая и мягкая. Ее лапки двигаются, а на мордочке застыла улыбка, благодаря чему создается впечатление, что это и не игрушка вовсе, а ожившая мультяшка.

Чтобы достичь нынешнего уровня мастерства, Ирина прошла долгий творческий путь. Начинала в 2012-ом с пошива кукол Тильда. Впервые увидела их на отдыхе в Крыму, потом наткнулась на мастер-классы по куклам в Интернете — занятие захватило, затянуло. Сделала Тильд всем друзьям и родственникам. Видя, что невестка преуспевает в новом увлечении, свекровь подарила Ирине хорошую швейную машинку. В арсенале вскоре появились куколки-тыквоголовки и текстильные куколки с плоским расписным личиком, а также маленькие зверушки в стиле Тедди в одежде и с аксессуарами. В 2018-ом Ирина попробовала сделать свою первую лепную куклу — ее голова, ручки и ножки были из полимерной запекаемой глины.

На изготовление одной игрушки могут уйти не одни сутки непрерывной работы, если идея требует немедленного воплощения. От мастера на протяжении всего процесса требуются терпение и аккуратность. Будущие детали для зверушек сначала вырезаются по выкройкам из вискозы, а потом сшиваются вручную, ведь они слишком мелкие для швейной машинки — один медвежий башмачок в длину полсантиметра. Особым образом закрепляются стеклянные глазки. Чтобы конечности могли двигаться, к лапкам зверят Ирина добавляет специальные шплинтовые крепления. Набиваются игрушки древесными опилками, цветами лаванды и металлическим гранулятом, что позволяет зверюшкам сидеть и не заваливаться набок.

Когда изделие собрано, начинается «косметическая» работа. Ирина масляными красками тонирует тельце и голову, а потом приступает к пошиву одежды. И такая она выходит милая, с точной детализацией, маленькими рюшечками, объемными воротничками, бантиками, ободками, рукавами-фонариками, аккуратными стежками. Даже пуговки мастер подбирает крошечные — они пришиваются очень тонкой японской иголкой, а чтобы их застегнуть, нужно брать пинцет.

Каждая игрушка имеет свое настроение, поэтому с нарядом можно и не угадать с первого раза. Например, для куклы Алисы Ирина целый год не могла подобрать платье. Поменяла пять образов, но своенравная блондинка «не принимала» ни один. «Одобрила» лишь финальное васильковое платье и такого же цвета ленты в волосы.

За год мастер сделала только четыре куколки. Основные детали — голову, ручки с крошечными пальчиками и ножки — она лепит сама без использования молдов (специальные силиконовые формы). Чтобы придать деталям красивые изгибы и выпуклости, Ирина использует разные инструменты — от стоматологических до маникюрных. Что касается волос, они очень мягкие, нежные, пушистые, густые — это козья шерсть, обработанная, вымытая, вычесанная и иногда даже окрашенная. Личико искусно расписывается акрилом и акварелью, краска фиксируется лаком. Тельце куклы мягкое, сама она сидит на подставке.

Для зверушек и кукол платья шьются по индивидуальным меркам. В запасах мастера огромное количество разных тканей пастельных, нежных тонов. Для верхней одежды — курточек, пиджачков — используется плотный хлопок или фланель. Для сарафанчиков, подштанников, юбочек — батист, трикотаж. Ткань намеренно «состаривается» — идея в том, чтобы игрушки несли в себе некую историю, атмосферу, имели свое «прошлое».

«Игрушка для многих предмет неодушевленный. Но у моих душа есть, — считает Ирина Герасимчик. — Я сама ее закладываю в каждую зверушку или куклу. Никогда не сяду за работу в плохом настроении или самочувствии. Мне важно, чтобы мои творения несли только позитив. Верю в то, что новый владелец ощутит именно ту эмоцию, которую я подарила игрушке».

Делом своим мастер буквально болеет. Признается: стоит день-второй не пошить, как ее «накрывает» творческая тоска. Каждой игрушке Ирина дарит самую добрую частичку себя. И ей радостно, когда заказчики с трепетом принимают «нового друга», и немного обидно, когда люди, думающие, что купили вещь и теперь могут делать с ней все, что хотят, начинают «препарировать» куклу, выкручивая ее ручки или ножки. «Мои игрушки и куклы, конечно, коллекционные. С ними можно играть взрослым и детям, но аккуратно, бережно. Иное обращение — как ножом по моему сердцу», — признается мастер.

Об Ирине и ее таланте уже много лет знают как в Беларуси, так и за рубежом — сколько игрушек было куплено иностранцами за все годы не сосчитать. О мастере писали в прессе и снимали сюжет для ТВ. Ирина — постоянный участник международных и республиканских выставок изделий мастеровремесленников, где ее работами не перестают восхищаться другие умельцы и просто любители эстетики «чердачных» игрушек. И самое главное: Ирина не останавливается на достигнутом и совершенствует технику и уникальный стиль, которые изначально выработала сама.

Елена ЮШКЕВИЧ

Поделиться