В четверг, 7 октября, в Слонимском районном краеведческом музее имени И.И. Стабровского состоялась презентация выставки «Провинция Михала Казимира Огинского». Это результат пленэра участников творческого объединения «АРТ-Слоним»: Виталия Гиля, Василия Гриневича, Елены Зайцевой, Евгения Иванова, Казимира Кулеша, Владимира Макаревича, Андрея Сидорова, Александра Стеценко, Тамары Стеценко. На выставке представлено около двадцати работ.


— Выставка, которая будет работать до 28 октября, это часть проекта «Провинция Михала Казимира Огинского», — рассказала журналисту «СВ» куратор проекта, сотрудник мемориального музея-мастерской Заира Азгура слонимчанка Анна Малиновская.


Проект посвящен наследию Михала Казимира Огинского – материальному и нематериальному, движимому и недвижимому, тому, что доступно для нас и тому, что далеко.
Как отметила собеседница, в планах – продолжить проект и представить его в других точках Беларуси, которые связаны с именами Огинского и  Пусловских.
Проект возник благодаря личной заинтересованности Анны. С детства зная, кто такой Огинский, она была искренне удивлена, что после слонимского старосты нам, потомкам, остались в наследство шелковые гобелены и вазы из фаянса, изготовленные на фабриках, которые были открыты в Слониме и Телеханах.

— 2017 году узнала, что гобелены Огинского экспонируются в Вавельском замке. Для меня это было новостью, так как на тот момент не знала, что гобелены имели место быть. В 2018 году оказалась на стажировке в Польше. Там работала в архивах и библиотеках. В музее видела собственными глазами эти гобелены. Пусть они и не храниться в Слониме, хотя были созданы здесь на ткацкой мануфактуре Огинского, но слонимчане должны знать об этом и гордиться, так как это тоже наше наследие, пусть гобелены и находятся на территории другого государства, — пояснила искусствовед.

В августе 2021 года Анна поделилась своими знаниями с художниками из Слонима. История гобеленов, а главное то, что слонимское наследие Огинского чудом сохранилось, стало для живописцев настоящим открытием и темой пленэра.  Работали на протяжении двух недель на территории города, в центре и Альберитине — писали парк и дворец Пусловских.

Кроме художников работал фотограф Виталий Гиль, его триптих знаменитых мраморных львов, фланкирующие вход дворца Пусловских в Альбертине, представлен также на выставке.

Работа Василия Гриневича «Натюрморт с вазой» — это спойлер дальнейших действий участников проекта — мануфактура Огинского по изготовлению предметов из фаянса находилась в Телеханах. На картине ваза находится на фоне ковра, а ковры ткали в Слониме на ткацкой мануфактуре Огинского.
— У посетителей может возникнуть вопрос: к чему здесь дворец Пусловских, почему Альбертин? 1802 году после смерти Михала Казимира на аукционе распродавалось его имущество, так как он умер бездетным и некому было передавать наследство. Войцех Пусловский выкупил всю коллекцию гобеленов. Благодаря именно ему и его семье, которая на протяжении девятнадцатого и начала двадцатого веков хранила эти гобелены, мы имеем возможность их сейчас видеть. На работах изображен и канал Огинского — своеобразное доказательство присутствия Огинского, его меценатской деятельности, прогрессивности мышления, — отметила куратор проекта.

Во время выставки в Минске был снят фильм-рассказ о проекте и гобеленах из Слонима. Он находится на YouTube под названием “Проект “Провинция Михала Казимира Огинского”.
Татьяна ДЕНИСЮК

Поделиться