В последнее время мы все чаще слышим о случаях насилия над несовершеннолетними. Вопрос не только в том, как уберечь ребенка от насилия, но и в том, как правильно научить его защищать самого себя, свои личные границы?
Мы узнаем различные истории о случаях насилия из средств массовой информации, социальных сетей, сети Интернет, от друзей и знакомых. А учитывая вседоступность сети Интернет в настоящее время, её безграничные возможности для поиска друзей и общения, а также разного рода информации, не всегда оказывают положительное влияние на детскую психику. Родителям (законным представителям) для контроля пребывания в сети Интернет своих несовершеннолетних детей, для ограждения детей от неблагоприятных сайтов, нежелательного знакомства, длительного пребывания в Интернете или играх, а также для контроля их активности в Интернете, недопущения поиска запрещенных к обороту веществ, предметов и услуг, необходимо использовать приложения (программы) родительского контроля.
Вернемся к обучению детей безопасности. Ведь, как правило, навыки самосохранения и самозащиты закладываются с раннего детства. Как происходит формирование личных границ ребенка, выработка у него навыка защиты себя как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Здесь все просто и непросто одновременно… Чтобы помочь детям избежать насилия, родители должны превратить свой страх за их здоровье в действие.
Во-первых, родители должны начинать говорить со своими детьми о насилии с раннего возраста и продолжать эту тему по мере взросления детей. В данном случае, важно подобрать правильное место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предотвратить. Прежде, чем начинать разговор с детьми, родители должны договориться между собой, какие слова использовать при разговоре с детьми, это поможет избежать недоразумений. Родители должны свободно называть анатомические части тела на своем языке. Многие дети, подвергшиеся жестокому обращению, не говорили об этом своим родителям, потому что не знали, как выразить словами то, что с ними произошло. Чтобы повысить уверенность ребенка в себе и уменьшить чувство страха, лучше всего строить разговор на том, что ребенок может сделать в неприятной ситуации. Родителям необходимо учить детей навыкам безопасности, необходимым для предотвращения насилия, точно так же, как учат безопасности при переходе улицы.
Во-вторых, психотерапевты утверждают, что для того, чтобы ребенок смог защитить свою личность от насилия, его личные границы должны формироваться с раннего детства. То есть, для того чтобы ребенок умел сказать «нет» в нужный момент, ему необходимо в первую очередь научиться говорить «нет» маме и папе. При этом малыш должен быть уверен, что родители, несмотря ни на что, все равно его любят. Важно формировать психологические границы у ребенка с рождения, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя.
Чтобы сформировать у ребенка здоровые личные границы, нужно самим взрослым ими обладать и подавать ребенку хороший пример. Причем взрослые часто не замечают, как сами нарушают личные границы ребенка, подсознательно считая, что они родители и им это позволено. Приведём пример, если в семье принято, что мама, папа, бабушка и дедушка имеют полное право вторгаться в пространство ребенка, значит у него нет и не будет личных границ. У ребенка в сознании формируется установка: если можно родителям и другим членам семьи, значит автоматически можно и кому-то другому.
Еще пример, пятилетняя девочка принимает ванну. Папа, хоть она и его принцесса, без стука не войдет. Никто не врывается в ее комнату и не нарушает ее границ в любом возрасте. А если это сделает кто-то другой, то для неё это будет ненормальная ситуация.
Поэтому в отношениях с ребенком важно:
• спрашивать разрешения на фото и его публикацию в социальных сетях;
• стучаться в дверь его комнаты и не заходить без разрешения;
• не приставать с объятиями и поцелуями, если малыш этого не хочет;
• не брать и не читать без спроса его личные записи;
• интересоваться его мнением при выборе вещей, одежды;
• не выкидывать его вещи без спросу.
Все это показывает ребенку, что его мнения и чувства важны и, что нужно говорить «нет», когда его личные границы нарушаются.
Нередко насилие можно предотвратить в момент, когда насильник только приближается и «прощупывает» свою жертву. Это те случаи, когда твердое «нет» ребенка может остановить (застать врасплох) насильника. Он просто решит не связываться с «проблемным» ребенком.
Любые телесные наказания – это грубое нарушение границ ребенка! Этим родители учат его покоряться взрослому и более сильному, чем он, человеку; смиряться перед более сильным и обижать более слабого; учат его насилию и быть насильником. Родители учат его не уважать границы других и не чувствовать границ своих. В конце концов, это больно. А боль психическая чаще всего ранит сильнее боли физической.
У ребенка в доме обязательно должно быть свое пространство – только его! (не вместе с вами, не вместе с братом или сестрой – ведь это общее пространство, семейное или детское). Именно его укромный уголок, куда без разрешения никто не будет вторгаться и где он может побыть наедине с собой и своим уникальным миром.
Уважаемые родители, вы не должны настороженно ждать беды, а должны каждый день чувствовать своих детей и замечать малейшие изменения в их настроении. Ведь, когда каждый день вкладываешь любовь, а не тревогу в свое дитя, оно тебе открыто лучше учебника. Самое главное правило – нелюбимые дети чаще всего становятся жертвами сексуального насилия. Ведь им всегда надо понравиться, угадать, чего от них хотят.
Помните, уважительное отношение к ребенку – источник его самоуважения в будущем!

Педагог-психолог
ГУО «Гимназия №1 г.Слонима» М.А.Филитович

Поделиться