Меня переполняет чувство гордости, когда вижу, что в городе появляются новые пандусы поручни для инвалидов, устанавливаются кнопки вызова персонала в аптеках, в многоквартирных домах, где живут колясочники, оборудуются специальные съезды. Значит, мы готовы принимать людей с особенностями, как полноправных членов общества, которым всего лишь нужно чуть больше внимания и заботы. И наш Слоним, на мой взгляд, в организации достойной жизни для инвалидов – близко к авангарду. Здесь нужно упомянуть о специальном яслях-саде, центре коррекционно-развивающего обучения, отделении дневного пребывания для молодых инвалидов, об активно действующих районных общественных организациях БелТИЗ и Белорусское общество инвалидов.  

Семь лет назад СШ № 9 стала внедрять инклюзивное образование, здесь активно стала создаваться специальная адаптивная среда для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

В этом году в СШ № 9 обучаются семь ребят, которые имеют различные нарушением опорно-двигательного аппарата. 

Для комфортного и безопасного пребывания в школе создается безбарьерная среда: оборудуются пандусы, съезд на тротуарах, устанавливаются поручни, в рекреациях первого этажа имеются диванчики, классы, где обучаются ребята с нарушением опорно-двигательного аппарата, расположены не выше второго этажа. В классных комнатах предусмотрена  расстановка мебели с учетом недостаточной координированности детей, парты имеют закругленную форму, стулья фиксированы. В одном из классов имеются поручни у доски, чтобы ребята смогли отвечать у доски.

В школе подходит к завершению установка лифта. Специалисты ОАО «Гроднолифт» в настоящее время проводят обвязку дверного проема и пусконаладочные работы.

В учреждение образования созданы не только специальные материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здание и помещения школы, за детьми закреплен воспитатель (тьютор), который помогает передвигаться по школе и оказывает  иную помощь.

Организована работа педагога психолога, учителя-дефектолога и учителя по адаптивной физкультуре, которые реализуют специальные коррекционные программы. У всех ребят с нарушением двигательной активности, посещающих СШ № 9, сохранен интеллект, обучаются они по обычным общеобразовательным программам.

В школе организована работа творческого объединения педагогов «Инклюзия». На обучающих семинарах, открытых уроках, курсах педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса, получают подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, а также занимаются самообразованием, чтобы быть готовыми и профессионально решить проблему ребенка с ограниченными возможностями. Неотъемлемым условием успешной адаптации ребенка с НОДА в образовательном учреждении, является установление тесного контакта и сотрудничества педагогов с родителями. 

Ольга КУРЬЯН

Поделиться