В Василевичском сельсовете находится очень самобытная и колоритная деревня – Бабиничи. В ее названии слышится женское начало, но вся ее история говорит о недюжинном мужском характере ее жителей. Достаточно вспомнить, что здешние места связаны с деятельностью таких отважных земляков, как непримиримый повстанец Антон Бронский, борец с крепостничеством Федор Бартошин, герой битвы под Млавой Роман Керсновский (1901-1939 гг.) и знаменитый уроженец деревни – «тень Сталина», генерал- лейтенант Николай Власик (1896-1967 гг.).

НА «ОБЪЕЗДНОЙ» ДОРОГЕ

По всей видимости, место воз­никновения деревни было выбра­но неслучайно. Она находится на своеобразном древнем «объе­зде» Слонима. Торговцы и пу­тешественники, которые дви­гались со стороны Деречина на восток, проехав мимо Бабини­чей, выезжали к урочищу «Пе­ревоз» – переправе через Ща­ру, и по правому берегу реки по­падали на старинный Виленский тракт. Деревня до сих пор своими очертаниями показывает, где про­ходил торговый путь.

Возможно в древности дорога у д. Бабиничи была отмечена ка­менными идола­ми – «бабами», и эта особенность закрепилась в на­звании деревни. Такого же мнения и лингвист В.А. Жукевич, автор «Краткого топони­мического словаря Белоруссии» (1974 г.), который считает, что на­звание Бабиничи могло «возник­нуть при ассимиляции с балтий­ских языков путем замены «а» на «о» (сравните белорусское «ба­ба» и литовское «боба» (женщи­на)». Интересно, что деревни с названием Бобыничи (Бабини­чи) есть в Витебском, Оршанском и Полоцком районах Беларуси.

Добавлю, что рядом с дерев­ней протекает речка с очень жен­ским названием Бабочка – левый приток Щары (бассейн Немана).

ПОКЛОНЕНИЕ КАМНЮ

В своей работе «Камень в ве­рованиях и преданиях Белору­са» историк Михаил Мелешко (1892-1941 гг.) писал: «На кам­не первобытный человек прино­сил жертвы своим богам, справ­лял на них похоронные тризны. На месте великих событий чело­век ставил камень. В каменных гробах (дольменах) хоронил по­койников, а над могилами скла­дывал каменные курганы. Как от­звук этого еще и теперь человек на кладбищах кладет камень». На кладбище в Бабиничах много ста­ринных каменных надгробий. Кто знает, может быть среди замше­лых валунов скрываются древние «каменные бабы».

«БЕГЛЫЕ» КРЕСТЬЯНЕ

Первое упоминание о д. Бо­быничи содержится в «Литовской метрике» (том 1, запись № 250). В апреле 1516 г. державца Сло­нимский Ян Николаевич Радзи­вилл вынес решение по жалобе боярина Фур­са Денисовича на «дворянина господарьского» Глеба Ивашко­вича Зеновьевича. В суде Фурс заявил, что от него «втекли три человеки отчизных, не похожих, на имя Михалец, Гринец и Се­менец», которых он через неко­торое время разыскал во дворе пана Глеба. Опросив свидетелей, судья «велел тыи люди Фурсу по­дати в именьи его в Бобыничох, з жонами их и з детьми и со вси­ми статки их, с чим будут они за его пришли».

Нужно добавить, что Фурс был боярином епископа Луцко­го, князя Павла Гольшанского (1490-1555 гг.) – владельца бо­гатых имений в Гольшанах, Ле­бедеве, Волпе и других уголках Гродненщины.

ИМЕНИЕ НАРКОВЩИНА

В 1,5 км к западу от деревни Бабиничи, в болотистом месте у истоков речки Бабочки, до 1939 года находилось имение Нарков­щина. Судя по всему, основателя­ми его были люди, имевшие имя Нарк (Нарко), или фамилию На­рковичи (Наркевичи).

Бабиничи были единственной деревней имения Нарковщина, поэтому их истории взаимосвя­заны и дополняют друг друга. Первое письменное упоминание о Нарковщине относится к 1744 году. В это время жители имения были прихожанами костела Свя­того Архангела Михаила в дерев­не Луконица (Зельвенский район).

ВРЕМЯ БРОНСКИХ

В начале XIX века Нарковщи­ной владели представители дво­рянского рода Бронских. Феликс Людвигович Бронский являлся одним из богатейших людей Сло­нимщины, уездным предводите­лем дворянства. Кроме Бобыни­чей он владел Пиронимом и Иса­евичами. Его жена Катерина-Жо­зефина получила от своего отца генерал-майора Адама Тимана в приданое фольварок Деревная с деревнями Саковичи, Ошнарови­чи, Малышевичи и Волчуны.

Сын Феликса и Катерины-Жозе­фины – Антон Бронский стал одним из руководителей восстания против царского самодержавия 1830-31 гг. на Слонимщине. Его отряд насчи­тывал около 100 бойцов. Отряд А. Бронского был очень подвижным и действовал на севере Слонимского уезда, на территории Липичанской пущи. За мужество и отвагу, прояв­ленные в боях, Антон получил зва­ние ротмистра кавалерии литов­ско-польской. Когда восстание бы­ло подавлено царскими войсками, отряд А. Бронского вместе с други­ми группами повстанцев отступил в Беловежскую пущу, а затем в Ко­ролевство Польское.

КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ

Более 25 лет после подавле­ния восстания 1830-31 гг. в Бо­быничах было тихо и спокойно. В это время владельцем имения Нарковщина являлся Адам Брон­ский. В 1842 году он отдал Бобы­ничи с 120-ю кре­стьянами в аренду помещику Вырвичу. С ка­ждым годом крепостной гнет уси­ливался. В 1852 году в Бобыни­чах насчитывалось 33 крестьян­ских двора и 361 житель, то есть в среднем в каждой крестьянской хате ютилось больше 10 человек.

В 1856 году в Бобыничи со службы в лейб-гвардии Павлов­ского полка вернулся солдат Фе­дор Бартошин. То, что его одно­сельчане «влачат жалкое сущест­вование» не могло его не взвол­новать. Он стал рассказывать им, что в столице рабочие массы вы­ступают за отмену крепостного права, что крестьяне «не долж­ны работать на помещика и уже вольны».

Из отчета уездного земского исправника известно, что в 1858 году Бабиничи охватили кре­стьянские волнения. Часть сель­чан не пошла на барщину и от­казалась ремонтировать дорогу и мост, чем вызвала негодова­ние пана Вырвича. Прибывшая на место полиция, арестовала четырех крестьян «более прочих оказавшихся виновными». Федор Бартошин и другие борцы с кре­постничеством были «наказаны исправительными полицейскими мерами».

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

В 1861 год жители Бабиничей, как и все крестьяне, получили долгожданную свободу. Гнет кре­постничества ушел в небытие и прогресс не заставил себя долго ждать. Интересен тот факт, что за 45 лет количество дворов в Бо­быничах увеличилось более чем втрое. Согласно переписи 1897 г., в деревне было 111 дворов, 350 жителей. В это время в Бабини­чах находились: хлебозапасный магазин, ветреная мельница, куз­ня и корчма.

ПОЖАР В ДЕРЕВНЕ

В 1885 году в Бабиничах слу­чился большой пожар, вслед­ствие которого сгорела полови­на дворов деревни. В сентябре 1885 года для погорельцев был разработан план нового строи­тельства, который предусматри­вал соблюдение всех мер про­тивопожарной безопасности. За 8 лет здесь было построено не­сколько десятков новых домов, а число жителей увеличилось бо­лее чем вдвое. В 1905 г. оно со­ставило 765 жителей.

ПОМЕЩИК ЧИГАРЕВ

В 1889 г. сын Адама Бронского – Иосиф Адамович продал свою часть имения Нарковщина поме­щику Владиславу Чигареву.

Согласно «Списку землевла­дений в Гродненской губернии» в 1890 г., Чигарев имел 489 де­сятин земли: усадебной и пахот­ной – 234, луговой и пастбищной – 95, под лесом – 155, неудоб­ной – 5. В Нарковщине новый хо­зяин построил большой усадеб­ный дом, конюшню, «ледовню» и другие хозпостройки, отремон­тировал дороги. Чигарев провел в имении масштабные мелиора­тивные работы, на речке Бабоч­ке построил систему прудов, где разводил различные виды рыб.

УГОРЬ НА ГОРОХЕ

Местные жители рассказыва­ют, что помещик Чигарев, а за­тем паны Керсновские разводили в Нарковщинских прудах угрей. Продавая рыбу в Слониме, они имели приличный доход.

По местной легенде помещи­ки специально засаживали бере­га прудов горохом, так как быто­вало мнение, что угорь любит ла­комиться горохом и в его поисках выходит на берег. Рано утром слу­ги помещиков шли к гороховым полям и собирали угрей в густых зарослях.

Конечно же, это просто рыбац­кие байки, а способность ползать предписывается угрю только ис­ходя из формы его змеевидного тела. Угорь рыба, которая не спо­собна дышать не жабрами.

Но почему же горох? Наши предки называли «горохом» вод­ные растения, а именно рдест, ко­торый чем-то действительно по­хож на горох. По рассказам ста­рожилов, в жаркие летние дни уг­ря можно было видеть в зарослях рдеста. Отсюда и пошло выраже­ние «угорь на горохе».

 

КЕРСНОВСКИЕ

ГЕРБА «ПОБУГ»

С конца XIX века и до 1939 года имением Нарковщина, ко­торое находилось рядом с д. Ба­биничи, вла­д ел и п р ед ­с т а в и т е л и дворянского рода Керснов­ских герба «По­буг». Известно, что в 1920-30-х годах Ка­роль Керсновский владел не только Нарковщиной, но и фольварком Ми­халова. Его жена Елена из рода Гно­инских получила в приданое имение Чемерешник (теперь территория Де­ревновского сельсовета).

– Керсновские хоть и были людь­ми из высшего общества, но к про­стым людям относились по-доброму, – рассказывает житель д. Бабиничи Иван Михайлович Рогозик (1945 г.р.). – В Нарковщине стоял их большой усадебный дом. Рядом с особняком располагались обширные сад и парк, обнесенные высокой кирпичной огра­дой. В имении находились конюшня, коровник и другие хозяйственные по­стройки. Большое деревянное гумно Керсновских на высоких каменных столбах использовалось колхозника­ми еще в 1950-х годах.

ПАНСКАЯ «КРАХМАЛЬНЯ»

И РЫБХОЗ

Местные жители рассказывают, что на месте бывшего имения на бе­регу речки Бабочки и теперь еще мож­но найти фундаменты старых пан­ских зданий.

– У Керсновских была своя «крах­мальня» – небольшой завод, на ко­тором из картофеля производился крахмал, – продолжает Иван Михай­лович. – До сих пор в земле у реки со­хранились бетонные ванны. Еще не­давно был хорошо виден высокий и длинный фундамент «крахмальни». Теперь почти всю территорию На­рковщины запахали. Часть заросла кустарником. Рядом с крахмальным заводом, находилось четыре пруда с дамбами и целое хозяйство по выра­щиванию рыбы. Сейчас пруды обме­лели и заросли.

ГЕРОЙ ОБОРОНЫ ВАРШАВЫ

У Кароля и Елены Керсновских было три сына: Роман, Георгий и Ви­тольд. Роман Керсновский (1901-1939 гг.) сначала окончил аграрную акаде­мию в Дублянах возле Львова, а за­тем – философский факультет Вар­шавского университета. Работал пре­подавателем истории в Новогрудке и Слониме. Изучал и систематизировал материалы по истории Слонимщины. Его жена Ирена работала учительни­цей в школе. Детей у них не было.

В конце 1930-х годов Роман окончил школу подхорунжих при Цен­тре связи Войска поль­ского и служил в 79-м пехотном полку, рас­квартированном в Сло­ниме. В марте 1939 г. он принял на себя коман­дование взводом связи в одном из батальонов 80-го пехотного полка.

Когда войска гитле­ровской Германии втор­глись на территорию Польши, Роман участ­вовал в обороне Мла­вы. 3 сентября он стал командиром 6-й стрелковой роты II батальона. 23 сентября 1939 г. при обороне Варша­вы, подпоручик Керсновский пытался вынести раненого солдата с поля боя и был сражен очередью из вра­жеского пулемета. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Роману посмерт­но было присвоено звание поручика.

СТРАШНОЕ СЛОВО – «ВОЙНА»

Много войн пережили Бабиничи. В годы Первой мировой войны почти все население деревни было вывезе­но вглубь Российской империи. Вер­нулась только малая часть жителей.

Великая Отечественная война и долгие годы фашистской оккупации оставили неизгладимый трагический след в памяти местных жителей.

– В годы войны фашисты жестоко расправились с жителями соседних с Бабиничами деревень Низ и Павло­вичи, – говорит местная жительница Елена Александровна Рогозик (1943 г.р.). – В нашей деревне тоже мно­гие пострадали. Погибли наши род­ственники и знакомые, которые пы­тались спастись от немцев за рекой, в Ферадках.

В книге «Память. Слонимский рай­он» перечислены имена жителей Ба­бинич, которые прошли дорогами войны, чтобы задушить фашистско­го зверя в его логове. Это рядовые красноар­мейцы: Григорий Григо­рьевич Сидорик, Павел Дмитриевич Юрчак, Ва­силий Иванович Ягов­дик, Митрофан Матвее­вич и Павел Матвеевич Власики. Светлая им па­мять и низкий поклон!

САМОРОДОК ИЗ ГЛУБИНКИ

Самым известным уроженцем д. Бабиничи является Николай Си­дорович Власик (1896-1967 гг.), на­чальник охраны И.В. Сталина, кото­рого местные жители называют «на­шим самородком», прошедшим жиз­ненный путь от пастуха до генерал- лейтенанта.

«Я родился в 1896 г. в Белорус­сии, в деревне Бобыничи, в бедной крестьянской семье, – писал в своих воспоминаниях Н.С. Власик. – Родите­ли умерли рано, мать я не помню сов­сем, отец умер, когда мне было 3 го­да. Старшим в семье был брат (Фома), которому было 13-14 лет. Кроме бра­та у меня было еще три сестры (Оль­га, Данута и Марцела), все старше меня. Я был самым младшим. Жить было очень трудно, земля была пло­хая, и было ее очень мало, и к тому же в семье не было ни одного взро­слого работника. Помогали нам род­ственники. Тринадцати лет я ушел из дома на заработки, сперва рабочим на строительство, затем на бумажной фабрике. В 1915 г. я был призван на военную службу. За выполнение бое­вого задания я был награжден Геор­гиевским крестом I степени».

В дни Октябрьской революции, бу­дучи в звании унтер-офицера, Власик вместе со своим взводом перешел на сторону Советской власти. В сентя­бре 1919 года был переведен в орга­ны ВЧК, работал под непосредствен­ным руководством Ф.Э. Дзержинского в центральном аппарате. С мая 1926 года стал старшим уполномоченным Оперативного отделения ОГПУ, с ян­варя 1930 года – помощником началь­ника. Н.С. Власик долгие годы (1931- 1952 гг.) был личным телохранителем Сталина и дольше всех продержался на этом посту.

ТЮРЬМА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

В декабре 1952 года Н.С. Власик был арестован по делу врачей. В сво­их воспоминаниях он писал: «Я был жестоко обижен Сталиным. За 25 лет безупречной работы, не имея ни од­ного взыскания, а только одни поощ­рения и награды, я был исключен из партии и брошен в тюрьму».

28 июня 2000 года постановлени­ем Президиума Верховного Суда Рос­сийской Федерации приговор 1955 го­да в отношении Н.С. Вла­сика был отменен, и уго­ловное дело прекращено «за отсутствием состава преступления». В октябре 2001 года дочери генерала были возвращены награды отца, конфискованные по приговору суда.

Примечательно, что Н.С. Власик никогда не преры­вал связь со своей малой родиной. В сложные дово­енные и послевоенные годы он не­сколько раз с богатыми подарками приезжал в родную деревню. Своих детей у Власиков не было, и они усы­новили племянницу Надежду, дочь родной сестры Николая Сидоровича Ольги. После реабилитации генерала, его приемная дочь – Надежда Никола­евна Власик-Михайлова (1935 г.р.) пе­редала личные вещи и награды отца в Слонимский краеведческий музей. В экспозиции музея хранятся уникаль­ные фотографии, документы и вещи, принадлежавшие нашему знамени­тому земляку.

Интересно, что в Бабиничах со­хранился дом (ул. Полевая, 98), в ко­тором родился Н.С. Власик. Было бы замечательно, если бы «родная хата генерала» со временем стала своео­бразным домом-музеем.

ЗАБОТА О ЧЕЛОВЕКЕ

Местные пенсионеры с удовольст­вием вспоминают свою молодость и те многочисленные социально-культур­ные преобразования, которые претер­пела послевоенная деревня. В годы хрущевской «оттепели» и в последу­ющие годы в Бабиничах были постро­ены различные культурные учрежде­ния: школа, магазин, фельдшерско- акушерский пункт, клуб, библиотека и т.д. Полевая улица была вымоще­на камнем.

Листая страницы «районки», нахо­дишь факты, что люди здесь всегда жили громадой, помогали друг другу, думали о благополучии соседей-од­носельчан. Так, например, в заметке «Наша забота о человеке», опублико­ванной в газете «За перамогу камуниз­ма» 29 апреля 1965 года, рассказыва­ется о работе сельского комитета д. Бабиничи во главе с председателем О.М. Сычевой.

«Участие людей в общественно по­лезной работе, семейные взаимоотно­шения, поведение в быту – все это за­бота сельского комитета, – сообщает «районка». – Особенно много рабо­ты в бытовой секции. Комитету стало известно, что Б. Пасюк издевался над женой и тестем. Занялись им, вызва­ли на свое заседание. Человек понял, что виновен и исправился.

Для Пелагеи Сидорик, муж кото­рой долго болел, добились матери­альной помощи. Анастасии Яговдик помогли топливом.

Люди втягиваются в благоустройст­во деревни. Поставлена задача поса­дить в этом году около каждого дома не менее 10 декоративных и плодо­вых деревьев. Чтобы сократить лиш­ние трудовые и материальные затра­ты, добиваемся от правления артели «Победа» создания для строительст­ва и ремонта домов колхозников спе­циального строительного звена».

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

В Бабиничах всегда жили и живут талантливые люди, мастера на все руки, самобытные народные умель­цы, певцы и танцоры.

Как сообщала «районка», в 1975 году в Бабиничском сельском Доме культуры по инициативе председате­ля местного колхоза «Победа» А.А. Рахунка был создан коллектив худо­жественной самодеятельности. «Дей­ствует хор, в котором насчитывается около 60 человек. Прошли первые ре­петиции. В программе хора – песни о Родине, русские и белорусские на­родные песни. Намечено создать во­кальную группу», – говорится в статье.

* * *

Сегодня деревня с мужским ха­рактером переживает не самые луч­шие времена. Из культурных заведе­ний здесь остались только магазин и ФАП. Несмотря на то, что в Ба­биничах много «Домов образцового порядка», на улицах чистота и уют, здесь, к сожалению, тоже имеются заброшенные, пустующие дома. С ка­ждым годом людей в деревне стано­вится все меньше. Старожилы ухо­дят в мир иной. Не хочется, чтобы вместе с ними уходила и память…

Игорь ПРОКОФЬЕВ

Поделиться